Порт морей и рек

Туризм в городе находится сейчас на таком этапе развития, когда необходимо принимать решительные меры, способные значительно увеличить его вклад в экономику Петербурга. И эти шаги уже делаются. Один из них - разработка концепции Центра международного круизного туризма на базе пассажирского порта «Морской фасад».

 Порт морей и рек | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Такая концепция необходима потому, что Петербург - единственный порт в России, который эффективно реализует практику 72-часового безвизового режима для пассажиров круизных и паромных судов. За десять лет мы приняли их около 7 миллионов человек. Но пока реальность такова, что наш порт, будучи лучшим в Европе, работает лишь пять месяцев в году. «Для того чтобы это направление туризма развивалось у нас столь же быстро, как, к примеру, в Барселоне, нужно создавать условия», - считает председатель комитета по развитию туризма Петербурга Андрей Мушкарев.

Первый шаг в этом направлении сделан: 15 августа нынешнего года «Морской фасад» провел эксперимент, в ходе которого приоритет по экскурсионному обслуживанию пассажиров лайнеров получили аккредитованные круизными линиями туроператоры. Необходимость введения такой меры назрела давно, но в этом году значительное увеличение потока пассажиров круизных судов подтолкнуло к тому, чтобы ее реализовать. Эксперимент удался: при практически максимальной загрузке порта все пассажиры вышли с судов менее чем за час. Есть уверенность в том, что такая практика будет продолжена. Ведь это выгодно всем: порядок во время схода с борта лайнеров и отсутствие очередей на пограничном контроле устраивает и самих туристов, и организаторов экскурсий.

А следующий шаг - постепенное превращение «Морского фасада» в полноценный морской хаб, работающий на круглогодичной основе. Как считают в профильном ведомстве Смольного, «Морской фасад» должен быть не только портом, в котором происходит смена пассажиров, но и местом, интересным с разных точек зрения. Там должны находиться офисы круизных компаний, проводиться различные профильные мероприятия, организовываться крупные события. Иными словами, его необходимо сделать местом притяжения как для цивилизованного круизного и паромного бизнеса, так и для горожан.

Есть намерение привести в соответствие с европейскими стандартами и ценовую политику порта в части оказания дополнительных услуг. Так, по подсчетам судовладельцев, расценки на сбор мусора, подачу воды или стирку постельного белья в Петербурге подчас в 3 - 4 раза выше, чем в Хельсинки или Таллине...

Другой острый вопрос - отсутствие в северной столице речного вокзала. По статистике, в 2007 году наш город принимал более 720 судозаходов речных лайнеров, а сейчас - почти втрое меньше. Во многом это происходит потому, что у нас нет своего речного вокзала. «В результате частные компании, которые распоряжаются причальными стенками, устанавливают грабительские расценки на прием судов, а пассажиры лайнеров при посадке и высадке вынуждены «любоваться» такими пейзажами, которые никак не должны ассоциироваться с Петербургом, - говорит о ситуации Андрей Мушкарев. - Сделать новый речной вокзал лицом города - дело принципа».

Очевидно, что этот вокзал должен стать не только местом посадки-высадки пассажиров, но и еще одной точкой роста туризма. Причем возвести его намерены в первую очередь за счет инвестора, который, соблюдая свою выгоду, способен построить вокзал в полном соответствии с современными международными требованиями: и в развитии индустрии речных круизов Петербург, считают в Смольном, должен стать эталоном.

Где будут строить вокзал? Есть варианты. Росимущество вернуло Петербургу права на причальный комплекс на проспекте Обуховской Обороны. Однако за то время, что город потерял над ним контроль, там остались голые причальные стенки - территория собственно Речного вокзала давно застроена жильем. И возводить новый тут практически негде. Теоретически он мог бы появиться и рядом с «Морским фасадом», тем самым значительно облегчив процесс пересадки пассажиров с речных судов на морские. Однако гораздо более вероятен участок за Вантовым мостом - это один из приоритетных вариантов. Он очень подходит в плане навигации и транспортной доступности, поскольку не зависит от времени разводки мостов, а также позволяет широко варьировать время отправления и прибытия судов.

Каким может быть новый речной вокзал и где он появится, еще только предстоит решить. А вот изменения в работе «Морского фасада» ждать себя долго не заставят: в следующую навигацию он сможет принять гостей гораздо больше, чем в 2017-м.

#туризм #экономика

Комментарии