Пора крепить бороду

С приближением Нового года над артистами часто подшучивают: мол, пришла пора крепить бороду. Когда все отдыхают, труженики детских театров работают Дедами Морозами. Этот персонаж, как известно, устали не знает – до конца школьных каникул из театрального репертуара не сходят новогодние представления. Мешок с подарками на спине и посох в руке – такова участь артиста. Но так ли уж она тяжела и неказиста? В преддверии главного зимнего праздника наш корреспондент встретилась с тремя исполнителями роли Деда Мороза.

Пора крепить бороду | Фото предоставлено пресс-службой театра

Фото предоставлено пресс-службой театра

Народный артист России Николай ИВАНОВ участвует в новогодних представлениях своего родного ТЮЗа им. А. А. Брянцева на протяжении полувека.


– Николай Николаевич, вам часто приходилось играть именно в новогодних сказках?

– Несколько лет мне посчастливилось участвовать в праздничных новогодних постановках во Дворце пионеров. Для тех спектаклей сюжеты специально писались на артистов, которые будут заняты в представлении. В ТЮЗе было по-другому. Когда подходили новогодние праздники, нас просили сделать специальный новогодний спектакль. Но мы тогда пришли к общему мнению, что это нецелесообразно – ставить разовый спектакль. Мы придумывали некую игру, интермедию около елки... Потом появлялся Дед Мороз, поздравлял с Новым годом и говорил, что он сейчас сделает главный подарок детям – это спектакль. Необязательно новогодний. Мы могли подарить «Конька-Горбунка», «Неделю, полную суббот», «Ивана Царевича, Милолику и Кощея бессмертного», «Маленького принца» – в зависимости от возраста ребят. В интермедии тоже ориентировались на возраст. Например, если утром приходили младшие школьники, делали одну интермедию. Со старшими школьниками совсем по-другому шел разговор. В общем, были вариации. И после спектакля ребята получали подарки. Но спектакль всегда становился главным подарком.


– Вы всегда говорили, что для детской аудитории играть интереснее. Наверное, потому что взрослым не хватает доверчивости и открытости?

– Сказочные спектакли, как правило, адресованы младшим ребятам, а часто и вовсе тем, кто приходит в театр впервые. Например, «Конек-Горбунок» долгое время показывался на празднике первого посещения. Уже потом, взрослея, ребенок осваивал новый репертуар. Или, можно сказать, репертуар взрослел вместе со зрителем.

На протяжении 25 лет работы с Зиновием Яковлевичем Корогодским мы старались, чтобы не было так называемых культпоходов. Конечно, с одной стороны, это удобно – в классе есть о чем поговорить, но с другой – в театр попадают ребята, которым это вовсе не надо. Завладеть вниманием зрителей, которые попали в театр случайно, а не по велению сердца, практически невозможно. Тогда спектакль бессмыслен и для зрителей, и для артистов, которые в такой ситуации вынуждены подавлять зал. Это беда. Нужно, чтобы учителя, которые ведут к нам детей, тоже были заинтересованы. Но часто учителя идут пить кофе в буфет, пока дети смотрят спектакль. А вот когда на спектакли приходят семьями или с друзьями, выбирают именно ту постановку, которую хотели бы посмотреть, – счастье играть такой спектакль и думать только о том важном, что хочешь сказать от имени своего персонажа.

Мне гораздо интереснее играть в моем родном театре, чем во взрослом, хотя опыт работы для взрослой аудитории у меня есть. Во взрослых театрах тоже иногда играют сказочные спектакли, но я знаю, что там актеры этого не любят. А мы – любим.

В этом году мы сыграем новогоднее представление «Проделки Бабы-яги», что напоминает некий развернутый поэтический анекдот.


– Какой-нибудь случай, связанный с новогодними праздниками, вам запомнился?

– Друзья рассказали. Родители пригласили Деда Мороза и Снегурочку, чтобы пришли к ним домой и поздравили ребенка. Но малыш убежал от них с криком: «Это не настоящие! Не настоящие! Вот вчера в ТЮЗе был настоящий Дед Мороз!»... В моего Деда Мороза дети верят.


В музыкально-драматическом театре «Буфф» все без исключения артисты каждый год разыгрывают истории с участием главных зимних персонажей. Алексей ГУРО уже пятнадцать лет исполняет роль Деда Мороза.


– Алексей, не сомневаюсь, что вы каждый раз придумываете что-то новое. В каких сказочных обстоятельствах окажется ваш Дед Мороз в этом году?

– К школьным каникулам мы создаем новые постановки на всех наших сценах. На Большой сцене поставили «Стойкого оловянного солдатика», а в «Буффиках» пофантазировали на тему приключений Аладдина. В этом спектакле, который поставила молодой режиссер Катя Соболева, и появляюсь я – Дед Мороз.


– Зачем в восточной сказке символ русской зимы?

– Стоит прийти и посмотреть! В этом интрига. Представьте, у нас получилась новогодняя сказка про Аладдина – «Аладдин и джинн Лед». Сначала мы думали, что Дед Мороз, возможно, здесь не нужен, потому что много других персонажей. Но решили, что у нас есть елочка, детям обещан Новый год, а значит, Дед Мороз обязательно должен появиться и, по традиции, раздать всем подарки.


– Традиционный вопрос: можете припомнить чудесные случаи, происходившие в театре под Новый год?

– Постоянно что-то происходит, всего и не упомнишь! Все время случается что-то неординарное, потому что все дети непредсказуемые: приходят малыши 4 – 5 лет, ребята постарше – 6 – 7-й класс – и по-разному реагируют. Но мы стараемся, делаем все по-настоящему. Детей не обманешь, приходится выкладываться на двести процентов.


– А где-нибудь помимо родного театра приходилось подрабатывать Дедом Морозом?

– Бывало... В любом случае актеры вынуждены искать дополнительный заработок, так в любом театре. Новогодняя пора – возможность заработать, то, что называется халтурой. Только мне слово «халтура» не нравится, оно уничижительное. Это ведь та же работа, но не в условиях театра, а в условиях жизни. И Дедом Морозом доводилось подрабатывать, и проводить корпоративный вечер... Все это связано с импровизацией, с маленькими накладочками, которые я складываю в копилку своего актерского опыта.


– Вы волнуетесь перед тем, как выйти на сцену с мешком подарков?

– Да, и пока у меня в голове только одно – перевоплотиться в Дедушку Мороза, вызвать доверие и доставить радость.


В Санкт-Петербургском государственном детском драматическом театре «На Неве» уже более двадцати лет Деда Мороза играет заслуженный артист России Вячеслав ВАВИЛОВ, ведущий актер труппы. Он признался, что эта роль в какой-то степени определила его судьбу.


– Вячеслав Викторович, вы помните, когда впервые облачились в кафтан Деда Мороза?

– В 1992-м, когда Татьяна Аркадьевна Савенкова пригласила меня в детский театр «На Неве» и предложила попробовать сыграть Деда Мороза. Опыт у меня к тому времени был большой: я восемнадцать лет проработал в ТЮЗе, и в детских, и во взрослых спектаклях. И Деда Мороза тоже однажды играл, но то была комическая интермедия в спектакле «Открытый урок». Он весь состоял из актерских наблюдений, и в моем наблюдении Дед Мороз был уставшим артистом «Ленконцерта» – приходил поздравлять ребенка с Новым годом и тут же снимал бороду, торопясь на следующий вызов... То была всего лишь шутка. Здесь же, в театре «На Неве», я начал учиться – а роли Деда Мороза надо учиться, это не так просто. И теперь, уже много лет, получаю от участия в новогодних праздниках большое удовольствие.


– Неужели не надоедает каждый раз в зимние праздники...

– Ни в коем случае! Это же праздник для души! В нашем театре есть традиция – каждый раз под Новый год мы делаем новое шоу. В прошлом году была «Сказка о Василисе Прекрасной». Оказалось, что можно придумать много нового и в этой знакомой сказке. В этом году мы сделали спектакль «Приключения озорной девчонки, или Красная Шапочка». Я на сцене многое повидал, но и то удивился! Оказывается, Красная Шапочка – озорная клоунесса, мама у нее пляшет фокстрот, бабушка – цирковая артистка, Лиса выдает классный джаз, а Волк просто невероятный! И елки танцуют – я попал в страну чудес! Словом, Дед Мороз чуть не растаял.


– Вы воспринимаете жизнь как чудо – это счастье.

– Просто я благодарен тем людям, которые меня поддерживают и укрепляют мою веру в чудеса. Я восемнадцать лет отработал в ТЮЗе, которым руководил мой учитель Зиновий Яковлевич Корогодский... Но после его кончины многое изменилось. В 1992 году меня пригласили в театр «На Неве», и открылась дверь в волшебную страну. И я понял, что наконец-то на своем месте. Не могу выбрать одну любимую сказку, они мне все дороги. Ни в одной нашей истории нет трагического финала – они все призывают к действию, к торжеству добродетели. Благодаря нашим сказкам я сам становлюсь лучше. Вот что для меня главное.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 246 (5372) от 30.12.2014.


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.