Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

Пилотный «круглый стол», посвященный требованиям к территориям, на которых планируется использование технологий «Умный город», состоялся в СПбГАСУ с участием представителей вузов, бизнеса и чиновников. Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - дистанция огромного размера.

Сел и поехал. Петербург как «Умный город» | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Для «затравки» организаторы показали ролик о пяти городах, по большей части расположенных в Юго-Восточной Азии, которые сегодня можно назвать «умными». Жители осуществляют все расчеты в безналичной форме, кредитной картой. Она же является ключом для входа в квартиру и немедленно блокируется при потере. По улицам ездят только электромобили, на велосипеде можно доехать до любой точки за 15 минут. К 2040 году две трети мирового валового продукта будет производиться в «умных» городах. К этому времени их обитатели пересядут на беспилотные каршеринговые (арендованные на несколько часов, доехал до работы - оставь другому) электромобили. Двигатель внутреннего сгорания будет запрещен...

Петербург делает первые шаги по этому пути, который и у нас признан если не безальтернативным, то магистральным. Федор Перов, декан архитектурного факультета ГАСУ, назвал основные требования к территориям «умного» города.

Первое можно назвать так: «Нет «спальным» районам!». Близко от жилья должны находиться социальная инфраструктура и места приложения труда. Второе требование - каждый район должен иметь свое архитектурное лицо. Третье - необходимо максимально сохранять существующие здания, «модуль» застройки. Памятники архитектуры в долгосрочной перспективе станут экономической категорией. Четвертое - необходимо резервировать в районах нового строительства общественные пространства, в том числе зеленые «коридоры» и линейные парки. Наконец, все, что строится в городе, должно быть результатом конкурсного проектирования.

«Круглый стол» проходил среди планшетов с проектами развития Выборгской стороны, где три команды магистрантов реализуют названные принципы. Отвечая на вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей», Перов пояснил, что не должно быть такого понятия «строим в чистом поле». Везде есть ландшафт, деревья, водоемы, около которых жилье должно быть низкой этажности.

Евгений Шестеров, декан факультета инженерной экологии и городского хозяйства ГАСУ, убежден, что «умный» город - это и приоритет общественного транспорта. Уже сейчас надо уходить от средней цифры транспортной доступности работы для петербуржца - 53 минуты. Это средняя температура по больнице. Доступность должна быть разной для центра, территорий вокруг него и периферийных районов.

Оживили дискуссию вопросы установки «умных» средств энергопотребления. С одной стороны, городские власти призывают нас экономить. Через три года будут введены жесткие нормативы для бюджетных организаций. С другой стороны, граждане хотят понимать, в чем состоит как их личная выгода, так и общественное благо от установки «умных» приборов.

Как заметил один из участников разговора, он купит себе в квартиру «умный» прибор, когда будет точно знать простую вещь: что информация о потребленных им воде, электричестве и т. д. не ляжет мертвым грузом в компьютере управляющей компании (сегодня это одна компания, завтра - другая), а будет поступать единому городскому оператору ресурсосбережения.

Павел Черных, эксперт по образованию, заметил, что четыре месяца не может опломбировать «умный» прибор в новом доме, поскольку для этого в его квартире должны одновременно присутствовать он и три специалиста от разных поставщиков ресурсов. Такие вещи должны происходить «в удаленном режиме». Черных добавил, что два часа изучал договор об использовании каршерингового автомобиля, состоящий из 50 пунктов. В «умном» городе должно быть просто - вставил платежную карту для поминутной оплаты и поехал, как в такси.

Многие участники дискуссии говорили о необходимости просветительской работы с горожанами. Надо объяснять, что сейчас потребует дополнительных расходов, какие дивиденды принесет и когда.

Анатолий Котов, специальный представитель губернатора по экономическим вопросам, сообщил, что в Генеральный план Санкт-Петербурга, который сейчас разрабатывается, будет заложено развитие Кронштадта как «умного» города. В частности, предлагается использовать электробусы в качестве общественного транспорта. Одна из магистерских программ СПбГЭУ включает исследование по обращению с отходами. «Умные» контейнеры пока дороги, надо заинтересовать этой темой отечественных производителей.

Следующие «круглые столы» по «умному» Петербургу намечены на осень. Они будут посвящены отдельным городским темам - энергетике, транспорту, экологии. 

Материал был опубликован в газете под № 108 (6217) от 20.06.2018 под заголовком «Пора городу умнеть».

#технологии #умный город

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.