Сел и поехал. Петербург как «Умный город»

Пилотный «круглый стол», посвященный требованиям к территориям, на которых планируется использование технологий «Умный город», состоялся в СПбГАСУ с участием представителей вузов, бизнеса и чиновников. Как выяснилось, от красивых теорий до реальной практики - дистанция огромного размера.

Сел и поехал. Петербург как «Умный город» | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Для «затравки» организаторы показали ролик о пяти городах, по большей части расположенных в Юго-Восточной Азии, которые сегодня можно назвать «умными». Жители осуществляют все расчеты в безналичной форме, кредитной картой. Она же является ключом для входа в квартиру и немедленно блокируется при потере. По улицам ездят только электромобили, на велосипеде можно доехать до любой точки за 15 минут. К 2040 году две трети мирового валового продукта будет производиться в «умных» городах. К этому времени их обитатели пересядут на беспилотные каршеринговые (арендованные на несколько часов, доехал до работы - оставь другому) электромобили. Двигатель внутреннего сгорания будет запрещен...

Петербург делает первые шаги по этому пути, который и у нас признан если не безальтернативным, то магистральным. Федор Перов, декан архитектурного факультета ГАСУ, назвал основные требования к территориям «умного» города.

Первое можно назвать так: «Нет «спальным» районам!». Близко от жилья должны находиться социальная инфраструктура и места приложения труда. Второе требование - каждый район должен иметь свое архитектурное лицо. Третье - необходимо максимально сохранять существующие здания, «модуль» застройки. Памятники архитектуры в долгосрочной перспективе станут экономической категорией. Четвертое - необходимо резервировать в районах нового строительства общественные пространства, в том числе зеленые «коридоры» и линейные парки. Наконец, все, что строится в городе, должно быть результатом конкурсного проектирования.

«Круглый стол» проходил среди планшетов с проектами развития Выборгской стороны, где три команды магистрантов реализуют названные принципы. Отвечая на вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей», Перов пояснил, что не должно быть такого понятия «строим в чистом поле». Везде есть ландшафт, деревья, водоемы, около которых жилье должно быть низкой этажности.

Евгений Шестеров, декан факультета инженерной экологии и городского хозяйства ГАСУ, убежден, что «умный» город - это и приоритет общественного транспорта. Уже сейчас надо уходить от средней цифры транспортной доступности работы для петербуржца - 53 минуты. Это средняя температура по больнице. Доступность должна быть разной для центра, территорий вокруг него и периферийных районов.

Оживили дискуссию вопросы установки «умных» средств энергопотребления. С одной стороны, городские власти призывают нас экономить. Через три года будут введены жесткие нормативы для бюджетных организаций. С другой стороны, граждане хотят понимать, в чем состоит как их личная выгода, так и общественное благо от установки «умных» приборов.

Как заметил один из участников разговора, он купит себе в квартиру «умный» прибор, когда будет точно знать простую вещь: что информация о потребленных им воде, электричестве и т. д. не ляжет мертвым грузом в компьютере управляющей компании (сегодня это одна компания, завтра - другая), а будет поступать единому городскому оператору ресурсосбережения.

Павел Черных, эксперт по образованию, заметил, что четыре месяца не может опломбировать «умный» прибор в новом доме, поскольку для этого в его квартире должны одновременно присутствовать он и три специалиста от разных поставщиков ресурсов. Такие вещи должны происходить «в удаленном режиме». Черных добавил, что два часа изучал договор об использовании каршерингового автомобиля, состоящий из 50 пунктов. В «умном» городе должно быть просто - вставил платежную карту для поминутной оплаты и поехал, как в такси.

Многие участники дискуссии говорили о необходимости просветительской работы с горожанами. Надо объяснять, что сейчас потребует дополнительных расходов, какие дивиденды принесет и когда.

Анатолий Котов, специальный представитель губернатора по экономическим вопросам, сообщил, что в Генеральный план Санкт-Петербурга, который сейчас разрабатывается, будет заложено развитие Кронштадта как «умного» города. В частности, предлагается использовать электробусы в качестве общественного транспорта. Одна из магистерских программ СПбГЭУ включает исследование по обращению с отходами. «Умные» контейнеры пока дороги, надо заинтересовать этой темой отечественных производителей.

Следующие «круглые столы» по «умному» Петербургу намечены на осень. Они будут посвящены отдельным городским темам - энергетике, транспорту, экологии. 

Материал был опубликован в газете под № 108 (6217) от 20.06.2018 под заголовком «Пора городу умнеть».

#технологии #умный город

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.

Киевское спешит к Гатчине
21 Мая 2015

Киевское спешит к Гатчине

Полным ходом идет сегодня реконструкция Киевского шоссе, в результате которой дорога должна стать шире и безопаснее. Пока же ремонт провоцирует пробки...