Главная городская газета

Попутный ветер новым кочевникам

  • 26.09.2017
  • Дмитрий Иванов
  • Рубрика Город
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Бастион дамбы сдержал натиск

Кронштадтские форты перед ним были бессильны: он прорывался к Петербургу и уходил, нанеся страшный урон. Теперь затворы дамбы методично  отражают натиск воды. Как это происходит? Читать полностью

Морского волка обокрали на 4 млн рублей

Закончилось громкое дело петербургского мошенника, обманувшего клиента Сбербанка. Как ему это удалось - в нашем специальном материале. Читать полностью

«Алые паруса» и дорожные перемены

Праздник выпускников «Алые паруса» изменит транспортное движение в Петербурге. Что ждет горожан на дорогах в ночь с субботы на воскресенье? Читать полностью

Городская хроника: важное в Петербурге 20 июня 2018

Сегодня в выпуске:
Цветочные мячи раскатились по городу...
Батарейка для сердца...
«Подорожник» свяжет регионы...
И другие новости. Читать полностью

Государственный ресурс: как отличить оригинал от подделки

Государственная жилищная инспекция обратилась к горожанам с предупреждением о появлении в Интернете ресурсов, которые подделываются под официальные сайты госорганов. Читать полностью

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать башню «Газпрома». Читать полностью
Попутный ветер новым кочевникам | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Полная смена экспозиций предстоит Музею антропологии и этнографии имени Петра Великого, более известному как Кунсткамера. Она будет происходить в течение пяти лет по мере выхода из ремонта помещений. При этом музей закрываться не будет. «Используем ремонт как попутный ветер», - сообщил на своей первой встрече с журналистами Андрей Головнев, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, новый директор Кунсткамеры.

На этот пост он был избран нынешним летом. До приезда в Петербург работал главным научным сотрудником Института истории и археологии Уральского отделения РАН (Екатеринбург).

Головнев рассказал, что специализируется на изучении жизни кочевых народов, населяющих Северную Евразию. Он создал новое направление в науке - антропологию движения, как исследование народов в их реальной динамике.

Сейчас, в эпоху глобализации и совершенных способов коммуникации, появились новые номады (кочевники), которые могут себе позволить постоянно перемещаться по миру, работая в удаленном доступе. Наука, изучающая архаичные культуры, например, главенствующую роль женщины в разборке и сборке чума при кочевом образе жизни, вдруг стала суперактуальной.

Ученый соединяет научные занятия и визуальную антропологию - съемку этнографических фильмов, отмеченных на нескольких кинофестивалях. Чтобы, по его словам, постигать мир «языком образа и языком логики».

Головнев сообщил, что видит новую экспозицию Кунсткамеры как кругосветное путешествие для зрителя в трех частях. Открытие себя как человека; открытие мира, в котором живет человек; открытие истоков этнологии и антропологии - наук о человеке, которые появились в XVIII веке одновременно с первым петровским музеем.

В фондах Кунсткамеры хранится более 1,1 млн экспонатов, выставляется примерно полпроцента. Но новый директор считает, что на нынешней экспозиции существует и «перегруз» вещей, это рассеивает внимание зрителя, он не в состоянии отделить главное от второстепенного.

Экспозиция должна быть сценичной: это и «анатомический театр» Фредерика Рюйша, купленный Петром и ставший началом современной медицины. И палеолитические Венеры, которые опрокидывают представление о человеке как едином виде. И показ эпох камня и кости с помощью звуков: древний человек, стуча по орудиям из этих материалов, определял качество созданного им предмета. Отдельного показа заслуживают архивные съемки: сотрудники Кунсткамеры первыми стали снимать этнографическое кино.

Музей должен привлекать не только традиционных для Петербурга посетителей - детей и пенсионеров, но и молодежь, в том числе студентов профильных вузов, чтобы их исследования стали развивать Кунсткамеру. Директор намерен восстановить большой конференц-зал, чтобы собирать там и клуб друзей Кунсткамеры - как один из способов привлечь средства на развитие музея, а также продвигать его в медийном пространстве.

Кунсткамера - уникальное сочетание музея и научно-исследовательского учреждения. Во время полевого сезона 2017 года сотрудники Кунсткамеры изучали локальные культуры в Германии и на Балканах. Сейчас этнолог Арина Лебедева участвует в экспедиции на Берег Маклая в Папуа-Новой Гвинее, посвященной экспедиции Николая Миклухо-Маклая в те далекие края. Собранные материалы пополнят музей и научные знания.

Но есть и сложные проблемы. Учредителем Кунсткамеры является ФАНО, в котором, по словам Головнева, пока не очень представляют специфику музейной работы. Например, предлагают загрузить все 1,1 миллиона экспонатов в государственный каталог (особая электронная форма учета) в режиме субботника для сотрудников. Средства, выделяемые на ремонт здания Кунсткамеры, двигаются своими особыми путями, минуя контроль со стороны руководства музея.

Отвечая на вопрос «СПб ведомостей» о ближайших выставках, Андрей Головнев сообщил о готовящемся открытии в Кунсткамере центра исламских исследований. Это событие намечено на середину ноября. А на вопрос: «Как вам в культурной столице?» - ответил: «За три месяца ни разу не нахамили».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook