Полукольца и тоннель. Как будет развиваться железнодорожный узел Петербурга

Для вывода грузового транзитного движения за пределы Петербурга необходимо построить два железнодорожных полукольца. Для электричек - новые пригородные линии... Правление ОАО «РЖД» одобрило концепцию развития железнодорожного узла Петербурга сроком до 2030 года. Как уже стало привычным в сегодняшних реалиях, документ обсуждали и утверждали в формате видеоконференции.

Полукольца и тоннель. Как будет развиваться железнодорожный узел Петербурга | ФОТО Александра АСТАФЬЕВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Александра АСТАФЬЕВА/ИНТЕРПРЕСС

Разработанную концепцию можно разделить на две основные части: планы и намерения по реконструкции железнодорожных путей грузового назначения и развитие пассажирских перевозок электричками. Отметим: расчетное финансовое обоснование тоже разделено по этим двум категориям. Суммы огромные, сотни миллиардов рублей, но о них ниже.

В части грузовых перевозок в документе предусмотрен вынос транзитного грузопотока за пределы Петербурга. Для этого планируется пробить два обхода города - железнодорожные двухпутные полукольца. Это важно, поскольку однопутные железнодорожные ветки, где составам приходится выжидать проезда друг друга, не смогут принять большой грузопоток, а он с каждым годом будет расти.

Северо-Восточный обход протяженностью 85 километров построят от Павлова-на-Неве в Кировском районе Ленинградской области до Орехова в Приозерском. Второе полукольцо - Юго-Западный обход города - свяжет порт «Бронка» на Финском заливе с железнодорожной станцией Владимирская в Гатчинском районе, его длина 74 километра.

При этом, согласно концепции, сортировка транзитных грузов будет перераспределена. Станцию Санкт-Петербург-Сортировочная, которая располагается близ центра города, частично разгрузят от этой работы. Основной объем грузопотока переключат для сортировки на станции Шушары и Волховстрой. Соответственно, предусмотрена и реконструкция этих станций под новые функции.

- Полукольца двух обходов города будут создаваться за счет прокладки новых путей и реконструкции существующих линий, в частности, участка однопутной ветки Мга - Ивангород, на которой стоит станция Владимирская. Вывод транзитных грузов за черту мегаполиса чрезвычайно важен. Таков мировой опыт, грузовые перевозки ограничивают развитие транспортной системы, и их надо максимально выносить за пределы агломерации. В первую очередь такая задача ставится в отношении транзитных грузопотоков, - пояснила эксперт нашей газеты, заведующая кафедрой экономики и транспорта Университета путей сообщения Наталья Журавлева.

В концепции предусмотрено масштабное включение железнодорожного транспорта во внутригородские пассажирские перевозки. В течение десяти лет должны быть реконструированы все основные направления движения электричек - Московское, Балтийское, Выборгское, Сестрорецкое. При реконструкции будут прокладываться дополнительные пути, запланировано строительство новых платформ и станций, транспортно-пересадочных узлов.

Среди наиболее крупных проектов - прокладка новой электрифицированной линии Сертолово - Левашово протяженностью 6,5 км. Другая ветка свяжет Шоссейную улицу в Буграх с аэропортом «Пулково» и протянется до Лигова, общая ее длина 11,7 км.

- Это новые ветки, и они необходимы для транспортной логистики Петербурга и близких к городу районов Ленинградской области. Пассажирам должны быть обеспечены удобные и комфортные подъезды к таким важным хабам, как аэропорт, вокзалы, порты. До сих пор до единственного городского аэропорта - «Пулково» - пассажиры могут добраться только на автобусе или автомобиле. Во-первых, это неудобно, во-вторых, усложняет и без того напряженную транспортную ситуацию на южных выходах из города, - полагает доктор экономических наук Наталья Журавлева.

В планах, кроме того, создание двух полуколец так называемой городской электрички: Ломоносов - Пулково - Белоостров и Гатчина-Балтийская - Лигово - Волковская - Токсово. Для интеграции электричек и метро к 2030 году будут построены девять новых транспортно-пересадочных узлов - они обеспечат пересадку пассажиров с железнодорожных линий на все пять веток петербургской подземки.

- Считаю это главным в концепции. До сих пор каждый вид городского транспорта в нашем городе развивался в значительной степени по своим отдельным планам. Стратегия же развития пассажирской транспортной инфраструктуры заключается во взаимосвязи, корреляции, дополнении каждым отдельным видом транспорта других. Включение железнодорожной составляющей во внутригородские перевозки может коренным образом изменить в лучшую сторону транспортный каркас Петербурга, - говорит руководитель совета по проблемам транспортных систем Санкт-Петербургского научного центра РАН Олег Белый.

В более отдаленной перспективе, уже после 2030 года, планируется проложить линию Тосно - Белоостров. Маршрут должен пересекать весь город по диагонали. Причем для его реализации намечено построить тоннель, который соединил бы Финляндский и Московский вокзалы.

- Это проект еще 1983 года, когда Ленгорисполкомом была утверждена концепция развития городского подземного пространства. Ничего фантастического в пробивке тоннеля от Московского вокзала до Финляндского нет. Технически проект осуществим, а практически решал бы многие проблемы городской транспортной инфраструктуры. Кстати, названная концепция была рассчитана до 2000 года. Почти через сорок лет после того, как она была принята, мы рассуждаем о реализации этого проекта, причем не сейчас, а в перспективе. Петербург отстает по освоению подземного пространства, в том числе по строительству метро, на десятки лет, - утверждает исполнительный директор Тоннельной ассоциации Северо-Запада Сергей Алпатов.

Стоимость мероприятий по развитию железнодорожного узла Петербурга, которые, согласно утвержденной концепции, должны быть реализованы до 2030 года, оценена в 598,6 миллиарда рублей. На долю пассажирского транспорта из них приходится 339,4 млрд, на строительство и реконструкцию линий грузового движения - 224,6 миллиарда. Деньги огромные.

- Но если эти суммы разбить по годам и источникам финансирования, то неподъемными они уже не покажутся. Часть проектов может быть реализована на основе концессионных соглашений. Отмечу также: вложения в развитие транспортной инфраструктуры окупаются не только напрямую. Они дают импульс для развития всех отраслей экономики. Комплексная отдача от вложенных средств может в несколько раз превышать стоимость инвестиций, - анализирует профессор Белый.

Как сообщают в ОАО «РЖД», после одобрения концепции правлением компании документ будет направлен на утверждение правительствами Петербурга и Ленинградской области.

#транспорт #железная дорога #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 072 (6670) от 28.04.2020 под заголовком «Полукольца плюс тоннель».


Комментарии