Полтора года без «Чернышевской». Станцию полностью закроют на вход и выход
Полностью «Чернышевскую» закроют (и на вход, и на выход) с 25 октября. Реконструкция будет длиться не 11 месяцев, как мы уже привыкли, а полтора года — до мая 2024‑го. Как рассказали в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, за это время на станции обновят три существующих и установят дополнительный четвертый эскалатор, что увеличит пропускную способность метровокзала. Проектом предусмотрено изменение входной группы и внутренних помещений вестибюля станции, ремонт фасадов и замена дверей (чтобы входы стали доступными для маломобильных граждан).
ФОТО Анастасии СИЛЕНКОВОЙ
Через «Чернышевскую» ежесуточно проходят около 46 тыс. человек, причем в часы пик ее нагрузка вырастает до 10 – 11 тысяч. За месяц через нее проходят до 1,4 млн пассажиров.
Куда пойдут и как поедут все эти люди в ближайшие полтора года?
Открытый конкурс на разработку проектной документации на полную замену эскалаторов с частичной заменой конструкций наклонного хода и ремонт вестибюля «Чернышевской» был объявлен еще в июне 2019‑го, проектирование, по условиям госконтракта, должно было завершиться до июня 2020‑го, а сами строительно-монтажные работы изначально были намечены на 2022 – 2024 годы. Их стоимость оценивается более чем в 2,1 млрд рублей. Необходимость реконструкции в Петербургском метрополитене объясняли завершением эксплуатационного срока эскалаторов и необходимостью увеличения пропускной способности одной из наиболее загруженных станции метрополитена — открытой, напомним, 1 сентября 1958 года и работающей в последние годы в часы пик на пределе своих возможностей. Те, кто бывал на «Чернышевской» в такие периоды, наверняка наблюдали столпотворение и очереди у входа в весьма скромный по размерам вестибюль станции, а также у касс.
Это будет уже вторая реконструкция объекта подземки, в рамках которой вместо трех эскалаторов будут установлены четыре.
Аналогичные работы недавно были проведены на станции «Технологический институт». Но вот последствия от длительного закрытия этих двух станций для пассажиров сравнивать нельзя — ведь у «Чернышевской» в отличие от «Техноложки» нет дублера, да и загруженность ее заметно больше…
Пассажиропотоки, которые уже через месяц нужно будет как можно более безболезненно для людей, дорог и улиц перераспределить между соседними станциями метро и наземным транспортом, действительно велики.
Как сообщили в комитете по транспорту, на период реконструкции перевозка пассажиров будет организована наземным общественным транспортом. Для этого изменят движение трех автобусных маршрутов и введут еще один временный маршрут.
Трассу автобуса № 21 продлят от «Чернышевской» по Кирочной ул., Литейному пр., Литейному мосту, Боткинской ул. (обратно по ул. Комсомола), пл. Ленина до конечной остановки «Ст. метро «Площадь Ленина».
Автобус № 136 от этой станции подземки направят дальше по ул. Восстания, ул. Жуковского, Лиговскому пр. (обратно по Невскому пр., ул. Маяковского, ул. Жуковского). Конечной остановкой для него станет метро «Площадь Восстания».
То же продление ожидает автобус № 169А, только с разворотом в Кузнечном переулке.
Маршрут временного автобуса № 136М, который будет работать весь период закрытия «Чернышевской», также проляжет от этой станции по ул. Восстания, ул. Жуковского, Лиговскому пр. до метро «Площадь Восстания». Обратно он пойдет по Невскому пр., ул. Маяковского, ул. Жуковского, ул. Восстания, у. Рылеева, ул. Радищева и Кирочной ул. до остановки «Станция метро «Чернышевская».
Комитет по транспорту обещает вести постоянный мониторинг пассажиропотоков и при необходимости усиливать движение. Но вот вывезут ли они всех желающих и выдержат ли дороги такое усиление? По мнению профильных экспертов, автобусы, троллейбусы и трамваи способны перевозить всего 2 – 3 тысячи человек в час, если на их трассе нет обособленной или выделенной полосы для общественного транспорта. На пути продленных и временного маршрутов их практически нет (разве что на крошечном участке на Невском). Куда же девать «пиковые» 10 – 11 тысяч пользователей метро «Чернышевская»? И как усиливать маршруты на тех проспектах, которые уже сейчас большую часть времени пребывают в пробках?
Всякий, кто ездил с Фурштатской, Шпалерной, пр. Чернышевского и т. д. до станции «Площадь Восстания», понимает, что путь по земле — на автобусе или троллейбусе — по пробкам займет, пожалуй, даже более получаса. Пока единственная видимая альтернатива, экономящая время, — это пойти пешком. За 15 – 20 минут можно и дотопать, если ты молод, спортивен и налегке. Да и для здоровья полезно, особенно если погода хорошая и гололеда нет…
Короче говоря, даже оптимисты в связи с грядущей реконструкцией «Чернышевской» ожидают серьезных трудностей с передвижением по центру города, а пессимисты — настоящего транспортного коллапса. При этом многие горожане в «транспортных» чатах и соцсетях сами ищут пути решения проблемы. Кто‑то рассчитывает, что городские власти все же введут дополнительные выделенные полосы для общественного транспорта, кто‑то вспоминает о трамвае на Литейном проспекте, закрытом много лет назад. Заметим: многие предложения выглядят весьма здравыми.
— Когда «Чернышевская» закроется, все будут доходить до Литейного проспекта пешком и влезать в троллейбусы № 3 и 8. Что это будет — с их‑то интервалами? В троллейбусы эти уже сейчас не влезть в час пик. Их нужно усиливать.
— Ну да, и все эти автобусы-троллейбусы встанут там в одной огромной пробке.
— Интересно, догадаются на Лиговском от ул. Жуковского до Невского пр. выделенку сделать или нет?
— Почему власти не хотят обособить на Литейном проспекте трамвайные пути и пустить трамвай?
— Трамвай не подвести к «Чернышевской» непосредственно, но могли бы уж по Литейному запустить.
— Почему не рассматривается вариант трамвайного маршрута от станции «Выборгская» до Карбюраторного завода (мимо станций метро «Выборгская», «Пл. Ленина», «Владимирская»/«Достоевская», «Лиговский проспект», «Обводный канал»)? Запуск трамвайного маршрута распределил бы пассажиров с районных автобусных маршрутов на магистральный транспорт. А пассажиропоток обещает быть при закрытой «Чернышевской» — ого-го.
— Многие пассажиры будут пользоваться троллейбусами 3, 8 с площади Ленина (так как станция «Площадь Восстания» не вытянет такого наплыва новых пассажиров), а троллейбусы уже сейчас в часы пик переполнены. При этом 21‑й автобус — среднего класса вместимости и каждые 14 минут. Это единственный маршрут до относительно свободного вестибюля станции «Площадь Ленина».
— К сожалению, продления/усиления 3‑го троллейбуса в анонсе не значится. А ведь на север практически нет транспорта из района «Чернышевской»…
— Хорошо бы 21‑й автобус так оставить.
— Лучше бы 21‑й пустили только до пл. Восстания, он не нужен на пл. Ленина — там постоянные пробки…
— Автобусы едут только до «Пл. Ленина», а народу нужно ехать в сторону Девяткина…
— Одно ДТП на ул. Комсомола — и все автобусы встанут намертво.
— На «Площади Ленина» хотя бы два вестибюля, и они не так забиты, как узел «Пл. Восстания» — «Маяковская».
— Подвозить надо к ближайшей станции, а не к попутной. Лишь бы переполнения на «Площади Восстания» не было. Но там три вестибюля, наверное, как‑нибудь все влезут.
— «Площадь Ленина» перегружена тоже, а тут еще это… Нет чтобы народ везти на наземном транспорте, мы организовываем один автобусный маршрут 21 и все.
— Причем везти по нему планируем средним классом, а не большим…
— Тогда бы до «Выборгской» везли, она недозагружена вроде.
— Через «Выборгскую» дольше ехать, чем через «Пл. Восстания», даже на север. Если уж делать вывоз к другим станциям, кроме ближайшей, то к другим линиям — «Невский проспект», «Площадь Александра Невского», чтобы люди хотя бы пересадку экономили.
Если судить по обсуждению темы в соцсетях и телеграм-каналах, многие петербуржцы сомневаются, что предложенная комтрансом схема замещения выбывающих мощностей «Чернышевской» (продление трех автобусных маршрутов и организация одного временного) сработает, и наземный транспорт в центре города справится с возрастающей нагрузкой. Их опасения усиливает и тот факт, что свершившаяся в середине лета транспортная реформа до сих пор не «поехала» как надо: у пассажиров немало претензий к работе новых маршрутов, информированию пассажиров, к интервалам и скорости движения автобусов.
А тут ко всем этим новым проблемам еще одна на нашу голову… Точнее, на ноги — ведь пешком мы теперь явно будем ходить больше.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (7264) от 28.09.2022 под заголовком «Полтора года без «Чернышевской»».
Комментарии