Полководец без чубчика. Как «живется» скульптуре в современном мегаполисе
Скульпторы, желающие, чтобы их произведения были установлены в городских пространствах Петербурга, должны сами (больше этим никто заниматься не будет) искать коммуникации с городскими и районными властями, муниципалами, местными жителями, всеми заинтересованными гражданами...
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Таков главный итог «круглого стола» «Скульптура как необходимый элемент жизни мегаполиса. Презентация современной скульптуры в музее и городе». Подобный разговор с участием художников и чиновников состоялся впервые как финальная акция выставки «Вечные ценности» в Музее городской скульптуры (ГМГС), о которой мы сообщали. Первый блин вышел совсем не комом. Участники четко обозначили свои позиции и услышали друг друга.
По мнению Елены Крыловой, заместителя директора по науке ГМГС, лучший формат для показа произведений современных авторов - охраняемый парк скульптуры. Тогда можно уйти от долгих и сложных согласований, проблем вандализма, непонимания работ частью горожан и т. д. Когда-то Петр I заказывал скульптуры для своего Летнего сада, теперь можно воспользоваться его опытом. Но будет много проблем. Необходимо создавать юридическое лицо, которое будет владеть этим парком. Как показывать скульптуры - постоянно или временно, обновляя «начинку» парка? Спрашивать или нет мнение горожан о тех скульптурах, которые предполагается выставить в парке? Уже не говоря о том, что потребуется большой участок свободной земли. Ясно, что в исторической части Петербурга их нет. И вовсе не факт, что будет много желающих посмотреть на современную скульптуру, когда в Петербурге столько хороших музеев.
Скульптор Виктор Вотский назвал парк скульптуры «резервацией» и предложил подумать, как с помощью произведений монументального искусства создавать комфортную городскую среду. Были и другие мнения скульпторов о парке, но то, что это затея долгая, дорогая и сложная, никто не отрицал.
Каковы альтернативы парку скульптуры? Об этом подробно говорили Елена Крамскова, начальник отдела монументального искусства КГА, и Алексей Моор, главный художник - начальник управления эстетики и монументального искусства КГА.
У скульпторов два пути «проникновения» в город - памятники выдающимся личностям и историческим событиям, а также декоративные объекты. По информации Топонимической комиссии Петербурга, в последние годы в честь личностей имена получили 50 новых улиц. Для установки на них памятников достаточно этого основания. Разумеется, должен быть инициатор, готовый финансировать такой памятник.
Существует список личностей, которым памятники постепенно установят за счет бюджетных средств. В нем сейчас 17 фамилий, троим - Михаилу Дудину, Сергею Королеву и Андрею Мыльникову памятники уже установлены. Чиновники сообщили, что в начале 2020 года список будет расширен.
Что касается декоративной скульптуры, то в 2019 году будет проведен конкурс на малые архитектурные формы для нецентральных районов по аналогии с конкурсом прошлого года для районов исторических. Кстати, работа над установкой шести победивших тогда проектов продолжается, хотя и не без проблем.
КГА получил поручение главы Смольного Александра Беглова размещать скульптуру в новых кварталах. КГА будет согласовывать районам проекты благоустройства, если в них запроектированы малые архитектурные формы. В ближайшие недели КГА проведет семинары с представителями районных администраций и муниципальных образований, чтобы каждый проект имел хотя бы одну скульптуру.
Но КГА предупреждает: комитет по благоустройству и МО будут долго «переваривать» нововведения, потому что им отвечать за содержание новых объектов. Скульпторам надо быть готовыми к компромиссам и объяснению своих идей для разных аудиторий. В любом случае им рекомендовали создать электронный каталог произведений, которые уже сейчас можно предложить для установки.
Скульптор Светлана Серебрякова призвала коллег принять участие в выставке парковой скульптуры и ландшафтного дизайна. Она состоится осенью в Союзе художников и, возможно, попадет в программу Петербургского культурного форума. После нее каталог можно пополнить.
В связи с будущим расширением списка семнадцати «Санкт-Петербургские ведомости» спросили скульптора Дмитрия Каминкера, какие памятники должны появляться в Петербурге. Он ответил образно: «Стереотипный образ Суворова - чубчик, ботфорты, треуголка. В памятнике Михаила Козловского на Марсовом поле ничего этого нет. А Суворов есть. В начале XVIII века была приличная обувь. Тем не менее Фальконе в «Медном всаднике» надел на императора пляжные сандалии. И получился Петр I».
КСТАТИ
После двухчасовых разговоров о миссии скульптора, комфортной среде и прочих высоких материях, нас быстро спустил на землю «образец благоустройства» Конногвардейского бульвара. Там на фоне казарм Конногвардейского полка - памятника архитектуры федерального значения красуются огромный бык и оленья упряжка, оба объекта из пластика... Как нам сообщили в КГА, эти образцы рекламной скульптуры не проходили никаких согласований.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 046 (6399) от 14.03.2019 под заголовком «Полководец без чубчика».
Комментарии