Полк вернулся в Семенцы

На новой площадке музея «Разночинный Петербург» (Подольская ул., 14) открылась выставка «Семеновский полк на фронтах Первой мировой войны». Почему речь о семеновцах — понятно: именно этот полк квартировал в здешних местах, недаром район до сих пор называют Семенцами.

Полк вернулся в Семенцы | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

— Семеновский полк особенный, гвардейский, со своими традициями и требованиями. Солдат отбирали по определенному образцу: высокие, под два метра, светловолосые, голубоглазые... Сегодня бы сказали — элитный полк, — говорит ведущий методист музея Ирина Осипова.

В начале августа 1914 года полк отправился на фронт, имея в своем составе более трех тысяч солдат и 77 офицеров. Попал в самое пекло войны. Проявил себя доблестно, среди его солдат и офицеров было немало георгиевских кавалеров. Но и потери понес колоссальные. К ноябрю 1917 года от первоначального офицерского состава в строю оставались не более 15%. Однако даже в такой ситуации к отбору офицеров в полк продолжали относиться с большой строгостью.

Во время Февральской революции семеновцы были на линии фронта в Восточной Галиции — под Тернополем. Как и повсюду, в полку состоялись выборы командиров. Большинство остались на своих постах — солдаты доверяли офицерам. Последний полковой праздник, состоявшийся 21 ноября 1917 года под Тернополем, запечатлен на одной из фотографий альбома штабс-капитана Семеновского полка Виктора Мещанинова, сохранившего яркие события фронтовой жизни.

Среди 64 бойцов, запечатленных на снимке, — поручик Михаил Тухачевский, будущий советский военачальник. Он в 1915 году попал в плен, с пятой попытки бежал, в начале 1917 года вернулся в Петроград. Его зачислили в резервный Семеновский полк, но он отпросился на фронт.

Еще один интересный персонаж на той же фотографии — своего рода антипод Тухачевского — Арсений Зайцов, в 1919 году ставший инициатором перехода полка на сторону белых. Дело в том, что резервный Семеновский полк, находившийся в столице, стал после революции полком по охране города. И был отправлен на фронт против наступавших на Петроград белых. Комиссаром в полк назначили Александра Ракова. Когда бывшие семеновцы изменили большевикам, он отказался сдаться и отстреливался до последнего патрона...

Фотоальбом Мещанинова — главный экспонат выставки. В нем снимки с 1916 года по ноябрь 1917-го. Сам Мещанинов попал в полк во время войны: он был недоучившимся правоведом. Стремясь на войну, окончил курсы при Пажеском корпусе. После революции, как и многие семеновцы, оказался в эмиграции. Был в Югославии, потом в Америке. А свой альбом, по всей видимости, покидая Петроград, оставил брату.

В 1970-е годы эту реликвию в одном из букинистических магазинов приобрел коллекционер Георгий Соколов. Шаг за шагом он проследил судьбу персонажей, изображенных на фотографиях, и ныне готовит к изданию книгу. Судьбы оказались разные, в основном трагические. Революция расколола офицеров: многие ушли к белым, потом оказались в эмиграции, некоторые — к красным. Оставшиеся в Советской России не избежали репрессий...

Впрочем, выставка не только про семеновцев. На ней немало подлинных реликвий жизни Петрограда того времени. Газеты, воззвания, афиши, кружка для уличного сбора пожертвований, медицинские инструменты, письма, приходившие в Петроград с фронтов...

— На мой взгляд, сегодня излишне героизируют Первую мировую, — считает Ирина Осипова. — Все-таки она в первую очередь была трагедией, с которой началась воронка событий, закрутившая Россию и мир в бездну.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (5346) от 24.11.2014.


Комментарии