Покашляйте в трубку. Вынужденная «телемедицина» добралась до петербуржцев

- Вы меня на дом вызывали? - спросил участковый доктор по телефону. - А что у вас случилось? Температура 39 и горло болит? А кашель есть? Тогда покашляйте мне в трубку. Очень хорошо. У вас обыкновенная простуда. Принимайте... Кстати, а что вы сейчас принимаете?.. Вот и продолжайте их пить. Да, и горло соленой водой полощите. Я к вам на дом не пойду. Сами понимаете - на улице дождь, а у меня зонтика нет. За больничным зайдете ко мне дня через три-четыре.

Покашляйте в трубку. Вынужденная «телемедицина» добралась до петербуржцев | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Думаете, шутка? Отнюдь. Оказывается, такая врачебная практика в нашем городе вполне себе норма. Аналогичный случай произошел с коллегой. Участковый не пришел, потому что «пациент не умирает, а у врача ноги не казенные». Моей знакомой педиатр тоже позвонил и сказал: «Я к вам не пойду, ибо и так хорошо знаю, что у ребенка ничего серьезного нет. Будем считать, что я у вас была, а за больничным приходите сами».

Да, похоже, прогресс в общедоступной медицине достиг апогея. Сначала с высоких трибун нам рассказывали о том, как во всех поликлиниках страны появилась суперсовременная «умная» аппаратура. Потом заговорили уже о космической телемедицине, диагнозах, поставленных в ходе видеоконференций, и операциях по Интернету. По-видимому, как апофеоз этих высоких технологий и появился «телефонный доктор», который всех «выслушает и исцелит». Только вот как-то страшно себе представить, какие последствия могут быть у подобной «терапии»...

Конечно, мы, пациенты, понимаем: врачи - тоже люди. Им гулять в любую погоду по нашим подъездам, квартирам и домам без лифта - удовольствие небольшое. Да и как успеть обойти всех? Только по плану за каждым участковым терапевтом закреплены более тысячи человек. На практике же получается гораздо больше.

Нередко 6 - 7 участков обслуживают всего 2 - 3 терапевта. Мыслимо ли при такой нехватке кадров качественно оказывать медицинскую помощь? Ведь даже в самой «бережливой поликлинике» (еще одна новация Минздрава для улучшения качества обслуживания населения) очереди на прием к терапевту никто не отменял. Мне, например, чтобы закрыть больничный, пришлось просидеть под дверью врача четыре (!) часа.

Еще учтем, что процент пенсионеров среди участковых врачей огромный. И если завтра они все вдруг решат уйти, то не только одна конкретная поликлиника, но и городское здравоохранение окажется в очень тяжелой ситуации.

Поэтому как-то не вяжутся с практикой многократно повторяемые медиками постулаты о том, что если заболели - оставайтесь дома и вызывайте врача, ни в коем случае не занимайтесь самолечением. Нормальный человек, чтобы не потерять остатки здоровья в очередях, всегда обратится туда, где быстрее и проще. Интернет подскажет средство: «ОK, «Гугл», как лечить ангину?», и аптека всегда рядом, круглые сутки можно получить совет «от насморка» и «от кашля».

Но как бы мы, пациенты, ни сочувствовали врачам, картина получается какая-то грустная. И рабочее место у терапевтов вроде как компьютеризировали, и зарплата у этих специалистов (судя по отчетам чиновников) растет как на дрожжах. А главного все равно не хватает. Ответственности и, извините, совести. Ведь вряд ли при заключении трудового контракта от участкового врача скрыли тот факт, что он будет не только сидеть в теплом кабинете в белом халате.

МЕЖДУ ТЕМ

С претензиями к работе поликлиники или иного медучреждения можно обратиться в районные отделы здравоохранения (zdrav.spb.ru), комитет по здравоохранению Петербурга. Всю информацию примут в письменной форме через интернет-приемную либо в устной форме при личной встрече. Также жаловаться можно в Росздравнадзор, Роспотребнадзор или прокуратуру Петербурга.

Искать справедливость можно и нужно в своей страховой компании. Для этого следует позвонить по номеру, указанному на обратной стороне полиса ОМС.

#здоровье #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (6295) от 08.10.2018 под заголовком «Покашляйте в трубку!».


Комментарии