Поговори со мной, троллейбус

Едва успели мы полюбить «Подорожник», как нам предлагают платить за проезд в городском общественном транспорте бесконтактно - банковской картой или при помощи смартфона, через QR-код и SMS. В подземке оплату при помощи мобильных устройств обещают наладить в апреле. В мае в продаже появятся кобрендинговые петербургско-московские карты «Тройка-Подорожник» и «Подорожник-Тройка» (нововведение оценят те, кто часто ездит по делам в столицу), а также возможность рассчитаться обычным «Подорожником» за проезд в электричке. До конца 2017-го бесконтактные технологии оплаты станут доступными во всех автобусах «Пассажиравтотранса».

Поговори со мной, троллейбус | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Установка обновленного оборудования для бесконтактных банковских карт и NFC-устройств (беспроводная передача данных малого радиуса действия) в салонах подвижного состава «Пассажиравтотранса» уже началась. Победивший в аукционе Газпромбанк за пять месяцев модернизирует по одному валидатору во всех 1900 автобусах этого предприятия. То есть менее чем через полгода пассажиры на 150 городских автобусных маршрутах смогут оплачивать проезд бесконтактными картами платежных систем Mastercard, Visa и «МИР», а также мобильными устройствами. Новые терминалы ничем не отличаются от привычных оранжевых валидаторов на поручнях, поэтому их пометят специальными стикерами.

«Пассажиравтотранс» станет первым предприятием наземного транспорта северной столицы, на всех маршрутах которого будет внедрена технология бесконтактной оплаты проезда. На федеральном уровне ему поручено протестировать разработанную петербургским НИУ ИТМО «QR-кодовую» технологию перед возможным распространением этого опыта в других городах. Не отстают и остальные петербургские перевозчики: в 2017 году начнут устанавливать бесконтактные считыватели, позволяющие гражданам расплачиваться при помощи банковских карт, QR-кодов и SMS, в троллейбусах и трамваях.

Информационные технологии уже не проникают, а прямо-таки врываются в традиционно консервативную сферу городского общественного транспорта. Пассажирам предлагают быть современными IT-подкованными пользователями на всех стадиях поездки, начиная с приобретения проездных билетов, определения маршрута путешествия и ожидания трамвая, троллейбуса или автобуса на остановке до оплаты, времяпрепровождения в пути и выхода из салона.

К началу этого года петербуржцев информировали о работе городского транспорта почти две сотни (если быть точными - 191) электронных табло. А традиционные знаки остановки дополнили QR-кодами - ими оснащено 65% из почти 7 тыс. знаков. Наведя на картинку гаджет, при помощи специального веб-сервиса можно узнать о расписании, прогнозном времени ожидания нужного маршрута и телефон бесплатной справочной службы.

Апогеем инновационности, безусловно, стала остановка, которая с выставки последнего форума «Smart Транспорт» переехала к Гостиному двору: тут и табло с отображением времени ожидания транспорта, и Wi-Fi, и USB-розетки для подзарядки мобильных устройств, и камеры видеонаблюдения, и светодиодное освещение... Предполагается, что в недалеком будущем в Петербурге появятся 50 подобных остановочных павильонов.

Главный автоперевозчик приступил к запуску у себя новой мультимедийной платформы «ТранспортТВ». Разработка томской компании «РосИнновация» не имеет аналогов: на основное салонное табло выводятся сведения о маршруте, наименование текущей и расстояние до следующей остановки, указываются места пересадки на другой транспорт плюс развлекательный контент, новости и прогноз погоды. Пока эта система работает в тестовом режиме на 25 автобусах, но в ближайшие дни будет установлена еще на 85 бортах «Пассажиравтотранса».

«Горэлектротранс» (ГЭТ), оснастив свой парк речевыми информаторами с бегущей строкой на 100%, поставил перед собой задачу в нынешнем году заменить 70 устаревших моделей на более современные, работающие без участия водителя. На новых информаторах также будут размещаться сведения о текущей и следующей остановках. Кроме того, ГЭТ планирует установить на 350 трамваев и троллейбусов видеорегистраторы. В рамках пилотного проекта 131 «рогатый» уже оснащен общедоступным Wi-Fi, 11 - еще и USB-зарядками. В планах предприятия - обеспечить пассажирам возможность бесплатного доступа в Интернет во всех трамваях и троллейбусах (к концу 2017-го это же удобство обещает предоставить на всех своих ветках и Петербургский метрополитен). На 19 маршрутах в центре города пассажиры электротранспорта слышат голос популярного футбольного комментатора Геннадия Орлова - он объявляет остановки и рассказывает о ближайших достопримечательностях. В автобусах уже сегодня о них сообщают на русском и английском языках, скоро это правило распространится на транспорт, проходящий мимо железнодорожных вокзалов. «Лингвистические компетенции» общественного подвижного состава северной столицы будут расширяться: скоро автобусный аудиогид «Культурный маршрут» заговорит на английском, а потом и еще на 6 - 7 наиболее распространенных у гостей города языках.

Все эти, пока что разрозненные, «интеллектуально-функциональные» способности наших автобусов, троллейбусов и трамваев к грядущему «футбольному» году город планирует объединить в единый мобильный сервис - с картой остановок, станций метро, расписанием транспорта, с возможностью выстраивания маршрутов и пополнения (активации) единого электронного билета и с отображением информации на разных языках.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии