Погляди из окна и увидишь… Прогулка под вантовым мостом
«Уже больше полутора лет живу, каждый день испытывая досаду и раздражение, чувство невосполнимой потери. А ведь мне говорили, что со временем ко всему можно привыкнуть. Тем более к новому месту жительства. Но не получается. Полтора года назад мы с соседями по коммуналке наконец‑то расселились. Мне с дочкой посчастливилось приобрести «двушку» в новостройке. Нет, скорее, «посчастливилось» — в кавычках. Потому что с любимого Васильевского острова мы отправились в район Уткиной заводи. Теперь нужно ежедневно от дома добираться в переполненном автобусе до «Ломоносовской». И обратно — тем же путем… Но главное — не изнурительный путь (к этому мы как раз привыкли), самое ужасное — отсутствие Петербурга. Рядом с нами не дворцы и проспекты, а автомобильная трасса да промзона. Нева вроде бы близко, но к ней не подойти: берега забиты какими‑то складами, стоянками спецтехники и пр. Реку мы можем видеть лишь из окна нашего 25‑го этажа. А еще — такие же (может, чуть‑чуть роскошнее) высотки Рыбацкого и вантовый мост. Совсем не петербургский вид… Некоторое время назад я из окна разглядела, что на противоположном берегу Невы как раз у моста есть маленький кусочек набережной. Обрадовалась. Быть может, это начало строительства новой набережной? Было бы хорошо… А потом, возможно, и до нашего берега дойдет…»
Малолюдье и хорошая погода. Самое время для спокойного созерцания./ФОТО автора
Это рассказ Светланы Королевой, жительницы микрорайона Русановка на правобережье Невского района. Быть может, многие согласятся с тем, что после Васильевского острова переезд сюда и правда не выглядит благоприятной переменой в жизни. Это окраина, приграничная зона между городом и областью. И все же в этом микрорайоне есть своя романтика и свои особые достопримечательности.
Главное — это река и все, что с ней связано: виден легендарный изгиб Невы, именуемый Кривым Коленом, марина яхт-клуба в Рыбацком… И вантовый мост… Ну ладно, давайте называть его правильно — Большой Обуховский. В возможности видеть его каждый день романтики ничуть не меньше, нежели в созерцании Малого проспекта. Особенно если знаешь хоть что‑то про «свой» мост.
А вантовый, наверное, самый примечательный объект из себе подобных. Во-первых, его два. По одному транспорт идет с левого берега на правый, по другому — обратно. Они даже в строй вступили в разные годы. Но выглядят единым и неделимым целым. Во-вторых, вантовый (ладно-ладно — Большой Обуховский) вписан в «Книгу рекордов Гиннесса» как обладатель самого длинного пролета, который держится на одной опоре, — 382 метра. В-третьих, из‑за него изменились правила движения по Неве. Если до его появления максимальная высота судов была установлена на уровне 40 метров, то теперь — лишь 30. Он ведь не разводится… В-четвертых, это единственный мост, который имел музей имени себя одного. Ну и еще одно — географическое: от левого берега до середины мост находится на территории Петербурга, а от середины до правого берега — уже в Ленинградской области… Такая вот красота XXI века.
Тупик: смотровая площадка заканчивается, начинается промзона./ФОТО автора
А вот набережных в этих местах (ни справа, ни слева) не будет еще очень долго. Со стороны Русановки (Светлана это точно видит со своего 25-го этажа) огромную территорию занимает стоянка речных судов — порт. Левый берег — закрытая территория, занимаемая промышленными предприятиями, объектами инфраструктуры. Тот окультуренный участок под мостом, который Светлана разглядела из своего окна на противоположном берегу, похоже, на долгие годы останется единственным. И именуется он не набережной, а смотровой площадкой.
Место заповедное, известное далеко не каждому. Чтобы добраться до площадки (менее ста метров берега), придется либо пройти от проспекта Обуховской Обороны вдоль ограды объединения «Алмаз-Антей», мимо спортивных сооружений и парковок, над которыми нависает мост. Либо выбрать более длинный путь — от пересечения проспектов Обуховской Обороны и Рыбацкого по парку, сохранившемуся с незапамятных времен. Правда, и здесь путь все равно будет частично пролегать мимо спортивных и технических сооружений. Здесь протекает мелкая и узкая Мурзинка. Давным-давно существовала усадьба с таким же названием. Теперь усадьбы нет, речка немного пованивает. Немудрено: в нее стекает содержимое ливневой канализации: не самые чистые стоки.
Но именно здесь почему‑то любят играть местные «рыбацкие» дети: с удочками, с деревянными мечами, с великами… Для взрослых это зона прогулок «по‑над Мурзинкой».
Примерно через 100 метров Мурзинка вольется в Неву. А здесь… в нее вливается канализация, что не мешает гражданам наслаждаться отдыхом «на природе»./ФОТО автора
Но лучше все‑таки выбраться из нее — прямо к циклопическим опорам, под Большой Обуховский мост. И увидеть наконец смотровую площадку, опереться локтями на бетонную ограду, положить голову на ладони и — смотреть. На мост, на кораблики, собирающиеся в дальний поход по Ладоге, на яхты. На рыбаков, которые умудряются здесь что‑то ловить. Украдкой — на тетушек-велосипедисток, которые наматывают круги на площадке, где почти нет свидетелей их неумения. И на противоположный берег, где растут современные высотки.
Вообще‑то, будем откровенны, вновь и вновь прогуливаться по Дворцовой набережной — удел гостей города. Сами же горожане, как правило, уже нагулялись там вдоволь. И порой хочется найти иные места, где по‑новому можно открыть для себя свой город, свою реку, свое море.
Старый дуб, растущий прямо под мостом, — свидетельство того, что некогда здесь была усадьба «Мурзинка». К сожалению, «старика» не слишком уважают: его дупла забиты мусором./ФОТО автора
В последние годы мест таких становится все больше. «Севкабель» на Васильевском острове, скверы в промзоне на берегах Охты, прогулочная зона вдоль Ивановского карьера, место впадения Ижоры в Неву, где расположен мемориальный комплекс, посвященный Невской битве 1240 года. И совсем новые: променад на набережной у «Лахта-центра», пляж вдоль Балтийского бульвара. О большинстве таких мест знают лишь немногие горожане. В основном живущие рядом в новостройках.
Но то, что в новых районах появляются свои заповедные места (пусть даже не слишком вылизанные), означает: есть надежда, что и не обустроенные пока кварталы скоро станут для кого‑то родными и любимыми.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (7501) от 14.09.2023 под заголовком «Погляди из окна и увидишь…».
Комментарии