Поезд прибыл к юбилею. Петербургский метрополитен отметил 70‑летие

Выступление хора сотрудников метро и гашение коллекционного жетона «70 лет Ленинградскому-Петербургскому метрополитену» — так на станции «Площадь Восстания» в субботу утром начали отмечать юбилей городской подземки. Выбор места не случаен: 15 ноября 1955 года первые поезда начали курсировать на начальном пусковом участке красной линии метро: от станции с ротондой со шпилем «Площадь Восстания» до «хрустального дворца», так еще называют подземный вестибюль «Автово».

Поезд прибыл к юбилею. Петербургский метрополитен отметил 70‑летие | ФОТО Александра Демьянчука/ТАСС

ФОТО Александра Демьянчука/ТАСС

Праздник решили отметить в стиле середины прошлого века. Платформу на станции «Площадь Восстания» оформили плакатами тех времен: «Спасибо от ленинградцев за прекрасный подарок!», «Даешь первый поезд метро!», «Ленинграду — образцовый метрополитен!». Во второй половине дня на станцию прибыл ретросостав, в который вошли четыре отреставрированных вагона типов Е и ЕМ 1960‑х годов выпуска. Именно четырехвагонные составы открывали движение от «Автово» до «Площади Восстания» на первой линии в 1955‑м.

Исторический облик вагонов тщательно восстановлен специалистами метрополитена. По архивным фотографиям удалось подобрать оригинальные оттенки двухцветной окраски первых поездов — салатовый верх, светло-синий низ и декоративная полоса темно-синего цвета. В каждом вагоне была представлена экспозиция, рассказывающая об истории мет­ро в городе, с ней могли ознакомиться пассажиры подземки.

А вспомнить есть что. В день открытия метро ленинградцы впервые вошли в вестибюли восьми станций красной, Кировско-Выборгской, линии: «Площадь Восстания», «Владимирская», «Пушкинская», «Технологический институт», «Балтийская», «Нарвская», «Кировский завод» и «Автово». Каждая станция предстала перед пассажирами в виде подземного дворца.

К примеру, свод центрального зала «Площади Восстания» пересечен белыми лепными арками со встроенными в них световыми дугами. Цоколь облицован красным уральским мрамором. Наземный павильон — круглое здание с пристроенными по сторонам ризалитами, которое завершает ротонда со шпилем. Изначально шпиль был увенчан звездой в лавровом венке, но позже ее убрали из‑за неустойчивости конструкции.

На замыкающей пусковой участок станции «Автово» колонны решили облицевать стеклом, что должно было сделать ее похожей на хрустальный дворец. При этом стеклом необычным, ученые разработали специальный новый состав прозрачного материала, прочность которого в несколько раз превышала твердость мрамора. Чтобы бетонная конструкция колонн не просматривалась через стеклянную облицовку, внутреннюю поверхность панелей сделали граненой. Сами панели украсили звездами и дубовыми листьями.

Плакатами и прибытием ретро-­состава создание атмосферы прошлого века не ограничилось. К приходу поезда приурочили начало модного дефиле — клуб винтажной моды продемонстрировал одежду 1950−1960‑х годов прямо в подземном вестибюле.

Праздновали юбилей Петербургского метрополитена, конечно же, не только на станции «Площадь Восстания». В полдень в знак знаменательной даты сотрудникам метрополитена была предоставлена честь сделать выстрел из пушки Петропавловской крепости. А спустя полчаса в Музее истории денег, также расположенном на территории крепости, прошло спецгашение художественного маркированного конверта, посвященного 70‑летию метро. Так что коллекционерам будет чему порадоваться — и юбилейный конверт, и коллекционный жетон…

В два часа дня начался праздник на одной из самых красивых центральных станций подземки — «Адмиралтейская». Здесь организовали праздничную акцию «Письмо из сердца». Это совместный проект Петербургского метрополитена и Почты России — горожанам и гостям нашего города можно было отправить открытки с символами метро Северной столицы в любую точку России и дружественные страны.

На платформе станции организовали концерт. Это для пассажиров. А самих работников предприятия, разумеется, тех, кто не был занят в рабочей смене, пригласили в Большой концертный зал «Октябрьский», где прошло награждение наиболее отличившихся и проработавших много лет сотрудников. После этого в БКЗ для юбиляров дали концерт.

«Сегодняшние торжества воссоздают атмосферу радости и оптимизма, которая сопровождала открытие метро в Ленинграде», — отметил губернатор города Александр Беглов.

«Подземные экспрессы стали символом нового этапа в развитии Северной столицы, когда город перешел от послевоенного восстановления к созданию новой технологичной инфраструктуры и массовому жилищному строительству. Это созвучно нашему времени — мы реализуем мегапроекты, строим новые мосты и скоростные магистрали, устанавливаем самые высокие стандарты обеспечения социальными объектами. Открываем и новые страницы в истории петербургского метростроения», — подчеркнул Александр Беглов.

Если первый участок ленинградского метро состоял из восьми станций, то в прошлом году была открыта на Васильевском острове уже 72‑я — «Горный институт». Завершаются работы по строительству первого участка новой шестой, Красносельско-Калининской, линии. В планах города — открыть в Петербурге 10 новых станций в ближайшие годы.

Еще одно важное событие для Петербургского метрополитена, чего не было за все 70 лет его строительства, — сегодня прокладка подземных тоннелей ведется проходческими комплексами, выпущенными в самом нашем городе, на Обуховском заводе. История ленинградского-петербургского метрополитена продолжается.

Читайте также:

Мадонна под орденом Победы: со дня открытия Ленинградского метро исполнилось 70 лет

В честь 70‑летия Петербургского метро: на Кировско-Выборгскую линию вышли два поезда в праздничном оформлении


#метро #юбилей #поезд

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (8036) от 17.11.2025 под заголовком «Поезд прибыл к юбилею».


Комментарии