Поезд – на конвейер. Как проходит реконструкция электродепо «Дачное»

После завершения работ в технологии ремонта поездов многое изменится. Во-первых, их будут приводить в порядок не по вагонам, а целыми составами – по конвейерному принципу. Во-вторых, метрополитен сможет отказаться от услуг сторонних организаций, а это большая экономия. После реконструкции в честь полувекового юбилея электродепо выпустят памятный жетон.

Поезд – на конвейер. Как проходит реконструкция электродепо «Дачное» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Составы нового поколения, которые видят сегодня пассажиры метро, требуют внедрения современных технологий по их обслуживанию и ремонту. Между тем из семи электродепо метрополитена шесть эксплуатационных и только одно – ремонтное. Сюда, в «Дачное», отправляют вагоны поездов со всех пяти линий петербургской подземки. Построено это депо в далеком 1972 году. Реконструкция назрела.

– Это знаковое событие не только для метрополитена, но и для города. Вот уже несколько лет у нас происходит замена подвижного состава на вагоны нового поколения – с асинхронным двигателем. Естественно, что нужно готовить базу для их ремонта, который должен производиться по новому технологическому принципу. Эти составы не расцепные, их нельзя разделить на вагоны, они ставятся на ремонт полностью, и работы ведутся по конвейерному методу. Реконструкция ремонтной базы проходит в три этапа, начали ее в августе 2019 года. К сегодняшнему дню модернизировали электромеханический цех и производственный корпус № 2. Третий этап работ – реконструкция корпуса № 1, предназначенного для ремонта составов нового поколения, – рассказал новый начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Евгений Козин, два месяца назад сменивший на этом посту Владимира Гарюгина, возглавлявшего предприятие 30 лет.

Глава метрополитена пояснил также экономическое обоснование модернизации ремонтной базы. Три этапа реконструкции обойдутся в довольно крупную сумму – 4 с лишним миллиарда рублей. При этом в ходе конкурсных процедур сэкономлено 67 миллионов рублей. Однако главный выигрыш впереди. После завершения реконструкции Петербургский метрополитен сможет проводить ремонт составов полностью самостоятельно, без привлечения сторонних организаций. За счет этого, по расчетам, реализация проекта не только окупится за три года, но уже даст экономический эффект почти в полмиллиарда рублей.

Депо3_Д.jpgФОТО Александра ДРОЗДОВА

В обновленном корпусе № 2 электродепо «Дачное» производственный цикл запущен. В ходе реконструкции выполнены работы по замене инженерных сетей, отремонтирована кровля, утеплены фасады, появились новые станки и краны. Приобретенное оборудование сейчас осваивается.

– До реконструкции здесь стоял станок с ручным управлением, теперь – круглошлифовальный с ЧПУ, все на электронике. Тренируемся пока на списанных колесных осях. Эти узлы очень дорогие, сделаны из специальной стали, так что запороть такую деталь нельзя, – поделился своими заботами шлифовщик Павел Бойко.

Станок у него, кстати, новейший – выпуска 2020 года, причем отечественный, изготовлен на Липецком станкостроительном заводе. Качество и функционал производственников вполне удовлетворяет.

– Конечно, если находим оборудование хорошего качества отечественного производства, то закупаем его. Но это не всегда удается. Для корпуса № 1, в котором сейчас идут работы по реконструкции, приобрели колесно-токарный станок известной немецкой фирмы. Это лучшее, что есть сегодня в мире в данной номенклатуре. У нас разработана программа по обновлению оборудования электродепо на пять лет, до 2026 года, хотя многое будет зависеть от финансирования, – пояснил заместитель начальника метрополитена Игорь Шлендов.

Закончить третий этап реконструкции и ввести в эксплуатацию модернизированный корпус № 1 планируют весной будущего года. После этого в течение трех лет там должны пройти ремонт 80 составов нового поколения. Те, что уже запущены на линии подземки. В данный момент в метрополитене полностью обновлен подвижной состав зеленой ветки, наполовину красной, и закупка таких поездов будет продолжаться. Кстати, срок службы этих составов весьма обнадеживающий – 40 лет, но проходить профилактический ремонт с заменой изношенных элементов они должны каждые пять лет. Для этого и была начата реконструкция ремонтной базы.

– Вместо существующих сегодня в первом корпусе трех железнодорожных путей будет проложено пять, что позволит резко увеличить объем ремонтных работ. Необходимость в этом есть. Метро в городе строится, сейчас мы ремонтируем вагоны и составы всех пяти линий, а скоро открывается и шестая. Еще одна важная цель реконструкции: повысить комфортность труда для рабочих, а также улучшить экологические характеристики производства. В проект входит строительство очистных сооружений, чтобы исключить вредные выбросы в воздушное пространство, – сообщил начальник электродепо «Дачное» Юрий Коровкин.

Обновленные производственные мощности открывают перед Петербургским метрополитеном дополнительные, отчасти даже неожиданные, перспективы. На предприятии теперь задумываются не только о том, чтобы выполнять ремонтную программу исключительно своими силами, но и о том, чтобы стать поставщиками для других.

– Мы убеждаемся, что ремонт и производство необходимых узлов и деталей обходится гораздо дешевле, если не привлекать сторонние организации. Но тогда появляется мысль: почему не производить эти узлы для других метрополитенов страны? Однако пока это рассматривается как один из путей развития предприятия, как возможное перспективное направление на будущее, – отметил Игорь Шлендов.

Полувековой юбилей электродепо «Дачное», который грядет в будущем году одновременно с завершением третьего этапа реконструкции, в ГУП «Петербургский метрополитен» намерены отметить выпуском памятного жетона с изображением депо – на радость коллекционерам. Но главное, что юбилей депо встретит полностью обновленным и готовым поставить на поток ремонт составов нового поколения, с асинхронным двигателем.

#метро #Петербургский метрополитен #депо

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 14 (6852) от 28.01.2021 под заголовком «Поезд – на конвейер».


Комментарии