Поэтичные названия новостроек в Петербурге: отражение культурного наследия

Что не может не радовать в здешних новостройках, так это поэтичные названия! Чарушинская и Пахомовская улицы, Васнецовский проспект, улица Хармса, проспект Маршака, аллея Евгения Шварца… Настоящий топонимический ансамбль в лучших петербургских традициях, посвященный деятелям искусства и культуры.

Поэтичные названия новостроек в Петербурге: отражение культурного наследия | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как пояснил эксперт сектора топонимической деятельности «Института культурных программ» Андрей Рыжков, названия здесь были даны, как говорится, «с чистого листа», без привязки к топографии и истории местности. Но они продолжают давнюю традицию северных районов нашего города, где на­именования так или иначе связаны с искусством и культурой, а главной магистралью служит проспект Просвещения.

— Особых дискуссий в Топонимической комиссии не было, тем более что тема живописи «рифмовалась» с коммерческим названием «Цветной город», — рассказал Рыжков. — Персоналии художников, однако, мы подбирали из тех, кто рисовал для детей. Именно поэтому улицы получили имена Евгения Чарушина и Алексея Пахомова. Кстати, название Пейзажной улицы, ведущей к будущему Пейзажному парку, также ничуть не выбивается из «живописной» темы. Единственной местной привязкой служит наименование Муринской дороги, по ней можно попасть в Мурино.

Все эти новостройки теперь очень хорошо видны в перспективе, открывающейся за Пискаревским мемориальным кладбищем — прямо за монументом «Мать-Родина». Кстати, несколько лет назад на мемориале появился символический памятный знак, посвященный Даниилу Хармсу, — арт-объект в виде небольшой стрелы, указывающей на место захоронения писателя. Знак установили у братской могилы № 9: по данным архива Пискаревского кладбища, именно здесь в начале февраля 1942 года хоронили умерших.

Как пояснил писатель Александр Марс, председатель оргкомитета литературной премии Даниила Хармса, заостренный конец стрелы обращен к месту последнего упокоения, это символ тщетности бытия и неминуемого ухода из жизни любого су­щества. Другим своим концом стрела обращена в небо — это образ стремления к вечности, которую писатель, безусловно, обрел в памяти потомков, в раздумьях своих благодарных читателей.


#новостройки #названия #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 7 (7583) от 17.01.2024 под заголовком «Живописные имена».


Комментарии