Поедем на «Балтийце». В метрополитене презентовали поезд будущего

Первый состав из восьми вагонов для петербургского метрополитена под названием «Балтиец» прибыл в электродепо «Автово». В течение двух месяцев он будет проходить технологические испытания, а в ноябре выйдет на красную линию метро. «Балтиец» — новейшая разработка отечественных конструкторов. В проекте реализовано множество новых решений, которые позволяют считать этот поезд одним из наиболее современных в мире. Договор на поставку в течение десяти лет 950 вагонов для петербургского метро заключен 26 августа 2022 года. И вот первый поезд уже в депо.

Поедем на «Балтийце». В метрополитене презентовали поезд будущего | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Начало реализации крупного контракта на поставку новейших вагонов для петербургского метро — результат совместных усилий многих организаций. Разработана большая программа обновления подвижного состава метрополитена Северной столицы современными высокотехнологичными поездами с российскими двигателями, позволяющими двигаться поезду не менее чем 200 метров даже при отсутствии напряжения в тяговой сети. Все технологические новинки обеспечивают безопасный и комфортный проезд для пассажиров метро, — отметил на презентации состава в депо заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов.

Производить новые поезда будут в Петербурге на Октябрьском электровагоноремонтном заводе, входящем в состав «Трансмашхолдинга». Как сообщил нашей газете генеральный директор предприятия Андрей Степнов, приступить к выпуску поездов «Балтиец» завод планирует в первом квартале будущего года. Пока же головной образец собран в подмосковных Мытищах. В конце сентября оттуда доставят второй состав. Оба поезда предназначены для обкатки на путях метрополитена.

В ходе пусконаладочных испытаний требуется отработать около трехсот параметров, после этого уже поезда выйдут на линию. Переобучение машинистов не потребует много времени. Поезда с асинхронными двигателями поступают к нам с 2014 года, так что они освоены нашими специалистами, хотя некоторая специфика, конечно же, есть. В частности, у новых вагонов используются не раздвижные, а так называемые прислонно-движные двери, то есть створки раскрываются, как в автобусах. При этом дверной проем расширен со 120 до 140 сантиметров, что удобнее для пассажиров, особенно маломобильных. По сравнению с предыдущими моделями вагонов — «Нева» и «Юбилейный» — здесь больше сидячих мест: 36 в головных вагонах и по 46 в промежуточных, — рассказал «СПб ведомостям» о достоинствах нового поезда начальник электродепо «Автово» Роман Екимов.

Доля отечественных комплектующих поезда составляет 90 %. Приборное наполнение создано в различных НИИ и конструкторских бюро. Особое внимание было уделено системе автоведения. Она разработана в петербургском ОАО «НИИ точной механики» (согласно данным поисковикаkartoteka.ru, зарегистрировано в нашем городе в декабре 1992 года по адресу: проспект Непокоренных, 47).

В новом составе блок автоведения более компактный и производительный. По нашей классификации существует четыре уровня автоматизации системы автоведения. Наивысший — четвертый, когда поезд двигается без машиниста. У «Балтийца» третий уровень автоматизации. По сути, машинист становится оператором, следящим за действием системы, управляет он в основном открытием и закрытием дверей. Большое внимание уделено также безопасному и безотказному действию всех узлов. Система заранее предупреждает о возможности отказа того или иного прибора, то есть угадывает и указывает на пред­отказное состояние, что позволяет загодя внести коррективы, — пояснил начальник отдела разработки поездной аппаратуры НИИ точной механики Антон Клевцов.

Метропоезд3_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

При проектировании не оставили также без внимания внешнее и внутреннее оформление вагонов, которое должно было соответствовать, во‑первых, названию состава, во‑вторых — Северной столице, в‑третьих, красной линии, на которую в первую очередь будут выходить поезда. Головной вагон украшает герб нашего города и хорошо знакомая петербуржцам полукруглая буква «М», ставшая логотипом городской подземки. На внешних стенках вагонов и внутри довольно много элементов с различными оттенками красного цвета. Используется также графическое изображение Дворцового моста как одного из символов Петербурга.

Лобовое стекло локомотива дополнено защитной пленкой. На дверных порталах установлены диодные ленты, информирующие об их открытии и закрытии. При этом над дверями впервые смонтированы жидкокристаллические блоки наддверных табло.

Информационные мониторы также жидкокристаллические, позволяющие представлять сообщения для пассажиров не только в текстовом формате, но и графически. Увеличена площадь остекления салонов. Блоки экстренной связи «машинист — пассажир» оснащены видеокамерами.

Метропоезд2_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Как уже отмечено, сидячих мест в новом составе стало больше, сиденья раздельные. Предусмотрено специальное место для размещения и безопасного передвижения маломобильных граждан. Салоны оснащены системами принудительной вентиляции, очистки и обеззараживания воздуха. Кондиционеров в вагонах нет, специалисты посчитали, что для петербургской подземки они не особо и требуются — вентиляции достаточно.

Нет и сквозных проходов между вагонами, считается, что так без­опаснее, а это в метро — первейшая задача для конструкторов и эксплуатационников. Относительно отсутствия в салонах USB-разъемов начальник депо Роман Екимов пояснил, что вся внутренняя электрическая разводка для этого сделана, и впоследствии в вагонах могут быть установлены и розетки, и дополнительные экраны.

Кстати, представители «Трансмашхолдинга» напомнили, что контракт большой и долго действующий. Поэтому со временем вагоны будут совершенствоваться как технически, так и в плане удобств для пассажиров. Как пояснили в Петербургском метрополитене, сегодня в распоряжении службы эксплуатации имеется 1919 вагонов. Часть из них служит уже почти полвека, и они, конечно, свое отработали и требуют замены. В соответствии с новым контрактом за десять лет будет поставлено 950 вагонов, то есть обновят половину нынешнего подвижного состава. При этом до начала реализации нынешней программы метрополитен тоже обновлял подвижной состав. Свидетельством тому поезда модели «Нева», работающие на зеленой ветке метро, и «Юбилейный» — на красной линии подземки.


#метро #вагоны #метрополитен

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (7255) от 15.09.2022 под заголовком «Поедем на «Балтийце»».


Комментарии