Подземный ажиотаж
У касс станций метро который день огромные очереди. Причина известна: с 1 января цена жетона увеличится на 3 целковых – с 28 до 31 рубля, и народ решил запастись металлическими кругляшками впрок. В результате многие станции работают в авральном режиме.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
При входе в метро у Московского вокзала вчера едва протиснулся к стойкам пропуска. Очередь к кассам практически блокировала проход. Это в воскресенье, а в будние дни ситуация может быть еще напряженнее. Тем более что запас жетонов в кассах упал до минимума.
– Только за один день, в субботу, пассажиры унесли с собой 81 тысячу жетонов, – сообщил начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин. – Из-за ажиотажного спроса мы вынуждены ограничить продажу, на центральных станциях выдаем по одному жетону в руки.
Как рассказал начальник нашей подземки, на 1 ноября этого года в кассах метрополитена находилось 2,5 миллиона жетонов, еще полмиллиона было в запасе. В преддверии повышения цен и юбилейного для метрополитена года (в 2015-м петербургское метро отметит 60-летие) предприятие разместило в Монетном дворе заказ на три миллиона юбилейных «кружков», причем в декабре 1 млн 300 тысяч уже получило и тоже пустило их в продажу.
Если цифры просуммировать, получается, что в обороте сегодня должно находиться 4 млн 300 тысяч жетонов. У метрополитена же итог совсем другой.
– В воскресенье в кассах станций метро оставалось 510 тысяч жетонов, еще 90 тысяч держим в оперативном запасе, – сказал Владимир Гарюгин.
То есть за два месяца в карманах петербуржцев осело 3 миллиона 700 тысяч кружков. А вот в кассах образовался дефицит. Чтобы как-то обеспечивать пассажиров, приходится делать выемку жетонов из пропускных стоек до восьми раз за день. Но их количество неуклонно уменьшается. Чтобы сократить очереди, у проездного билета «Подорожник» сейчас отменили интервал пропуска. Раньше второй раз по этому билету можно было проходить только через 10 минут, теперь сразу.
– Это сделано для того, чтобы, если в метро проходит какая-то группа людей, скажем, школьники на экскурсию, их руководитель мог бы взять один билет на всех и пропускать ребят одного за другим, – объяснил глава комитета по транспорту Александр Воробьев.
Горожанам предлагают также экономить не за счет скупки жетонов, а путем приобретения бесконтактной карты на 70 поездок. Срок действия ее три месяца, поэтому можно купить две штуки и почти весь первый квартал ездить по старому тарифу. Помогут ли эти уговоры, покажут ближайшие дни.
Хотя трехрублевый ажиотаж, конечно, вызывает удивление. Если бы столь экономно петербуржцы относились ко всем другим расходуемым ресурсам, то наша экономика давно бы стала экономной. Не транжиря бездумно воду или выключая свет в помещениях, где не находишься, в том числе в своих подъездах, сберечь можно гораздо больше, чем выгадать на стоимости жетонов. Вот бы и направить нынешнюю разрушительную для метро энергию экономии в мирное русло.
– До смены тарифа осталось три дня, и мы пусть не без проблем, но продержимся, – заверил Владимир Гарюгин. – Однако, если ажиотаж не спадет, очереди на станциях метро, к сожалению, будут.
Переход на новый тариф произойдет в новогоднюю ночь – с боем курантов. Как отметил начальник метрополитена, технически это займет 2 – 3 минуты. Впрочем, вряд ли в это время на станциях будет много народу.
А затем наша транспортная система будет стремиться как можно больше выпускать самых разных электронных карт и сокращать проезд по жетонам. Кстати, в Москве уже несколько лет жетонами не пользуются, там перешли на бумажные проездные.
– В московской системе есть свои минусы, – заявил, не уточняя, в чем они, председатель комитета по транспорту. – Так же, как есть плюсы и у жетонов. Многие гости города, например, любят увозить их с собой – на память о Петербурге и нашем метро.
Не намерены отказываться в ближайшее время от металлических кружков и в самом ГУП «Петербургский метрополитен». Напротив, в планах предприятия – продолжать выпускать серию памятных жетонов. Тематика разработана на несколько лет вперед. Одна из серий будет посвящена советскому пятачку – монете, которой многие десятилетия ленинградцы расплачивались за проезд в подземке. А значит, и стоимость проезда не менялась десятилетия. Вот бы и сейчас так, тогда бы и проблем с ажиотажными продажами не было.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 245 (5371) от 29.12.2014.
Комментарии