Подземный каркас города. Станция метро «Юго-Западная» в графике, «Суворовская» в проекте
В продвижении приоритетной для петербургских метростроителей шестой, коричневой, ветки подземки есть две новости. И обе хорошие. В Смольном заявили, что готовность станции «Юго-Западная», как вестибюля, так и подземных сооружений, составляет 90 %. Другая новость: объявлен конкурс на определение подрядчика для проведения инженерных изысканий на будущем участке коричневой линии метро на отрезке, пролегающем от станции «Каретная» до «Суворовской», выход с которой будет поблизости от Смольного.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
«Завершен монтаж стеклянного панно в кассовом зале будущей станции Красносельско-Калининской линии «Юго-Западная». Витраж выполнен в спокойных тонах бордового, синего, серого и голубого цветов. Его сюжет отражает мотивы северной природы в окрестностях Петербурга. Также закончена облицовка полов и стен кассового зала натуральным гранитом. Размещено архитектурное освещение. Завершена установка четырех эскалаторов», — говорится в сообщении городской администрации.
При этом отмечается, что сооружение станции идет по графику, готовность внутренних технических помещений составляет порядка 90 %. Отделочные работы в кассовом зале вестибюля и на подземном уровне станции также завершены на 90 %. Уже ведется благоустройство прилегающей территории. Оно завершится «до конца агротехнического сезона этого года», то есть нынешней осенью.
С остановкой в Новой Лахте. На Сестрорецком направлении открыли новую железнодорожную станциюКак известно, вестибюль «Юго-Западной» располагается на первом этаже административного здания метрополитена близ перекрестка проспекта Маршала Жукова и улицы Маршала Казакова. Здание это тоже практически в полной готовности. Сооружение стеклянного купола инженерного атриума на крыше закончено, возведены конструкции всех его шести этажей. Выполнены монтаж металлоконструкций фальш-фасада, установка окон и дверей.
Сейчас в вестибюле, эскалаторном тоннеле и на платформе идет монтаж инженерных сетей. Специалисты проведут их комплексную наладку, а также проверку всех систем станции, включая системы безопасности.

Другая станция первого этапа коричневой ветки, «Путиловская», также на заключительном этапе ее сооружения — вместе с пересадочным узлом на станцию «Кировский завод» Кировско-Выборгской линии метрополитена.
На днях губернатор Александр Беглов заявил, что строительные работы на станциях «Юго-Западная» и «Путиловская» планируют завершить в этом году. Однако вопрос о дне открытия станции для пассажиров пока остается открытым. Кроме строительных работ, о которых упомянул градоначальник, проводятся и пусконаладочные. Они включают проверку работоспособности и настройку оборудования, а также обеспечение его безопасной эксплуатации. В среднем такие работы длятся полтора месяца и проводятся вплоть до ввода станции метро в эксплуатацию. Хотя часть их, например, по вводу в строй эскалаторов, выполняется заранее.
Окончательное решение об открытии новых станций принимает администрация города — после получения таких документов, как заключение о соответствии и разрешение на ввод в эксплуатацию. Отметим также: метрополитен как достаточно скоростной, а главное — массовый вид транспорта должен отвечать самым высоким требованиям безопасности.
Первые две станции новой, коричневой, ветки подземки кардинально решат вопрос транспортной доступности для жителей нескольких густо заселенных кварталов Красносельского района. Второй этап ее строительства — от «Путиловской» до «Каретной». Ориентировочная длина этого участка — 7 километров, все станции глубокого заложения. Как сообщали в Смольном, к концу этого года на пробивку тоннелей шестой линии — в сторону «Каретной» — планируют направить сразу четыре проходческих щита.

С вводом в строй даже такого не очень большого участка у пассажиров появится возможность не ехать для пересадки в центр города, а воспользоваться этой окружной веткой для перехода с красной на синюю линию — на будущей станции «Заставская», смежной с «Московскими воротами», и на фиолетовую ветку — на станции «Каретная», переходной с «Обводным каналом».
— Схема петербургского метрополитена построена на радиальных линиях, и это его большой недостаток. Будущая коричневая ветка — первая, которая обеспечит окружную связь между линиями подземки. А пересадочные станции центра города получат разгрузку, — поясняет эксперт редакции по транспортным вопросам, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук Олег Белый.
От Обводного канала коричневая ветка пойдет к центру города, а затем под Невой в Калининский район, заглянув до этого к Смольному. На днях открыт конкурс на проведение комплекса работ по инженерным изысканиям на третьем этапе строительства — будущем участке Красносельско-Калининской линии от «Каретной» до станции «Суворовская». Выигравшему конкурс подрядчику предстоит провести комплекс изысканий, достаточных для проектирования и получения положительных экспертных заключений. Завершить такие работы подрядная организация обязана до конца 2026 года.
На этом отрезке намечено строительство двух промежуточных станций — «Лиговский проспект-2» и «Знаменская». Как известно, «Лиговский проспект-2» будет связан с терминалом высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Петербург. А пересадочный узел «Знаменской» соединят с коридором между «Маяковской» и «Площадью Восстания», чтобы пассажиры могли распределяться между двумя линиями — зеленой и красной. Для будущей «Суворовской» предусмотрен выход примерно в трехстах метрах от Смольного — в районе Тульской улицы.
Говорить о сроках строительства, тем более открытия станций второго и третьего этапов новой линии, конечно, рано. По самым оптимистичным планам, пробить коричневую ветку метро до «Суворовской» могут в 2030 году. При этом станция «Знаменская» с выходом вблизи Московского вокзала, возможно, на два года останется прогонной, как нынешняя «Театральная» на оранжевой линии.
Сроки ввода станций коричневой ветки могут ускорить в связи с тем, что «Лиговский проспект-2» проектируют как связанную с конечным терминалом ВСЖМ в Петербурге. Скоростную магистраль намереваются запустить в 2028 году, к этой дате протянуть метро к терминалу будет очень сложно.
Читайте также:
По свежему асфальту. На Благовещенском мосту стартовал второй этап ремонта
Первые трамваи «Невский» прибыли в новое депо в Шушарах
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (7985) от 04.09.2025 под заголовком «Подземный каркас города».




Комментарии