На набережной Фонтанки петербуржцы прошли «Сквозь пелену времени»

Тысячи петербуржцев посетили вчера блокадную подстанцию на набережной реки Фонтанки, 3, где состоялась однодневная выставка «Сквозь пелену времени», посвященная 75-летию Ленинградской победы. Этим проектом организаторы стремятся еще раз напомнить о судьбе здания. Подстанцию с трудом спасли от сноса и объявили объектом культурного наследия. Теперь надо придумать, как ее правильно использовать.

На набережной Фонтанки петербуржцы прошли «Сквозь пелену времени» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На сегодня «Блокадная тяговая подстанция «Центральная (№ 11)» передана Санкт-Петербургскому госцирку, который находится в соседнем здании. Музей цирка совместно с Музеем городского электрического транспорта подготовили небольшую выставку, которая объединила две темы. Только на поверхностный взгляд темы работы цирка и трамвая в блокадные дни не имеют ничего общего. На самом деле их объединяет главное - они несли горожанам и защитникам Ленинграда немного света, надежды и радости.

Как сообщил «Санкт-Петербургским ведомостям» Никита Сазонов, куратор выставки, не потребовалось ничего придумывать. На стенах помещений облупилась краска, и физически проявилось военное время - страшное и героическое. Свет цирковых софитов, освещающих эти стены, напоминает об артистах, которые работали в осажденном городе и во фронтовых бригадах.

Во время подготовки выставки в здании подстанции была найдена скамейка тридцатых годов, которая пережила блокаду. На нее Сазонов поместил одеяло и кружку, они прошли всю войну и были подарены Музею городского электротранспорта частными лицами.

В машинном зале на большом экране были показаны три десятка блокадных фотографий о работе трамвая. В соседней комнате установлена схема движения пяти блокадных маршрутов. Они были проложены от Ржевки до Благодатной улицы, от 25-й линии до проспекта Обуховской Обороны, с таким расчетом, чтобы в любую точку города можно было попасть с одной пересадкой.

Фото в машинном зале можно было рассмотреть только через стеклянную дверь: в помещении плохо сохранились полы.

Остальные залы посвящены работе цирковых артистов. Там меньше фотографий, больше текстов и несколько афиш. Юрий Никулин, воевавший под Ленинградом, вспоминал: «Мне бывало страшно: «Ну вот, это все, это мой снаряд». Со временем это чувство притупляется. Уж слишком часты повторения». Здесь же рассказ Евгения Гершуни, руководителя фронтового цирка, о поездке в Кронштадт на катере под бомбами. Тот цирк базировался в Доме Красной армии на Литейном проспекте.

Отдельный зал посвящен клоуну Карандашу (Михаилу Румянцеву) и его антигитлеровским репризам. В частности, катанию на «взрывающемся» танке, собранном из деревянных бочек. Карандаш изображен на плакате, посвященном открытию первого циркового сезона после блокады. Премьерное представление состоялось 28 ноября 1944 года как событие государственной важности.

По словам Екатерины Шаиной, заведующей Музеем цирка, выставка не будет разобрана сразу после 27 января. Цирк может организовать новые экскурсии. Но это ближайшие планы, а что дальше?

Илья Ляхов, директор цирка, сообщил, что в этом году намерен объявить конкурс на проект приспособления здания под музей на одном этаже и служебные помещения цирка - на остальных. Несложно догадаться, что такое использование не устроит градозащитников, положивших несколько лет на борьбу за сохранение исторического здания. С одной понятной целью - открыть там только блокадный музей. Впереди новые дискуссии о судьбе подстанции.

Кстати, Сазонов сообщил нам, что во время подготовки выставки обошел все здание. Больше всего его поразил подвал. В помещении с высокими потолками абсолютно сухо. Значит, подстанция, в том числе гидроизоляция, были сделаны качественно.

Ранее портал МИА МИР сообщал, что на Синявинских высотах молодежь Приморского района обнаружила ящик с агитками времен ВОВ.

#город #наследие #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 014 (6367) от 28.01.2019 под заголовком «Подстанция у цирка».


Комментарии