Подняв рога к небу

Дворцовая площадь, много повидавшая на своем веку, такого еще не наблюдала. Старые, но все еще бодрые троллейбусы выстроились в ряд у стен Эрмитажа, подняв к небу «рога». Это был их праздник, потому в минувшее воскресенье они и прибыли сюда своим ходом на 80-летие городского электротранспорта. Выставка вызвала настоящий аншлаг: шанс не просто увидеть раритеты, но и посидеть за рулем современной машины, согласитесь, выпадает нечасто.

Подняв рога к небу | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Первыми с самого утра на Дворцовую потянулись пожилые питерцы, которым не терпелось «отправиться» в далекую юность. Они степенно кружили вокруг старых знакомых, радостно узнавая детали, с которыми связаны согревающие душу воспоминания. С разных концов выставки доносились ностальгические реплики: «А помнишь...».

«Ну как такое забыть! На этом троллейбусе мать ездила на работу по шестому маршруту - от Тучкова моста до площади Труда, - показывает Сергей Мирошников, - а вот на таком меня, когда был ребенком, возили в парк. Потом много лет я ездил на нем в Технологический институт - вся жизнь, считай, связана с этим транспортом!»

Но среди машин-юбиляров была и такая, которую вряд ли помнили даже знатоки-старожилы. Настоящая жемчужина уникальной коллекции Музея «Горэлектротранса» - первый троллейбус, появившийся на улицах Ленинграда в октябре 1936-го. Знаменитый ЯТБ-1, которого больше не увидишь нигде. Лет двадцать назад «останки» его обнаружили под Зеленогорском и потом долго корпели, пока не восстановили в подлинном виде. Теперь родственный московский музей, жутко завидуя, выпрашивает для своих раритетных парадов.

Правда, и он обладает предметом мечты: на «дворцовую» выставку москвичи предоставили технику, созданную специально для ВДНХ. Два года в середине 1950-х такая же бегала и по Невскому, пока не исчезла совершенно бесследно. Ленинградцы называли ее «троллейбус с зеркалом» (оно висело прямо в салоне), ласковые прозвища были и у других «рогатых» перевозчиков.

«Очень интересно! - восклицает петербурженка Анна Чернорай. - Что-то подобное мелькало в кинофильмах, но даже не думала, что доведется увидеть все это вживую. Мы пришли сюда всей семьей, дочка успела посидеть за рулем двух-трех старых троллейбусов».

Детвора и в самом деле облепила видавшие виды машины. Ребячий «муравейник» никому, однако, не досаждал. Взрослые тем временем сновали у музейных машин, фотографируясь на память, или вчитывались в таблички. Вот символ советского троллейного движения ЗиУ 5Г и его собрат помоложе очень вместимый ЗиУ 9Б, выпускавшийся на экспорт. Вышка для ремонта контактной сети - троллейкар КГТ-1 ВКС, разработанный петербургскими умельцами, и поэтичный МТБ-82Д - окуджавский «синий троллейбус». А кроме «былинной» техники на площадь прибыли ее «внуки», работающие в городе по сей день.

Сотрудники «Горэлектротранса» как завзятые экскурсоводы удовлетворяли неиссякаемое любопытство. Гостям праздника они раздавали на память значки и белые шары с символикой предприятия (для экологически чистого транспорта цвет символичен). А еще «подарили» городу популярного певца-композитора: Игорь Корнелюк, согреваясь на холоде прыжками, спел со сцены Дворцовой несколько полюбившихся всем шлягеров. По завершении же концерта состоялся традиционный ретропарад.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (5815) от 24.10.2016.


Комментарии