Подняв рога к небу
Дворцовая площадь, много повидавшая на своем веку, такого еще не наблюдала. Старые, но все еще бодрые троллейбусы выстроились в ряд у стен Эрмитажа, подняв к небу «рога». Это был их праздник, потому в минувшее воскресенье они и прибыли сюда своим ходом на 80-летие городского электротранспорта. Выставка вызвала настоящий аншлаг: шанс не просто увидеть раритеты, но и посидеть за рулем современной машины, согласитесь, выпадает нечасто.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Первыми с самого утра на Дворцовую потянулись пожилые питерцы, которым не терпелось «отправиться» в далекую юность. Они степенно кружили вокруг старых знакомых, радостно узнавая детали, с которыми связаны согревающие душу воспоминания. С разных концов выставки доносились ностальгические реплики: «А помнишь...».
«Ну как такое забыть! На этом троллейбусе мать ездила на работу по шестому маршруту - от Тучкова моста до площади Труда, - показывает Сергей Мирошников, - а вот на таком меня, когда был ребенком, возили в парк. Потом много лет я ездил на нем в Технологический институт - вся жизнь, считай, связана с этим транспортом!»
Но среди машин-юбиляров была и такая, которую вряд ли помнили даже знатоки-старожилы. Настоящая жемчужина уникальной коллекции Музея «Горэлектротранса» - первый троллейбус, появившийся на улицах Ленинграда в октябре 1936-го. Знаменитый ЯТБ-1, которого больше не увидишь нигде. Лет двадцать назад «останки» его обнаружили под Зеленогорском и потом долго корпели, пока не восстановили в подлинном виде. Теперь родственный московский музей, жутко завидуя, выпрашивает для своих раритетных парадов.
Правда, и он обладает предметом мечты: на «дворцовую» выставку москвичи предоставили технику, созданную специально для ВДНХ. Два года в середине 1950-х такая же бегала и по Невскому, пока не исчезла совершенно бесследно. Ленинградцы называли ее «троллейбус с зеркалом» (оно висело прямо в салоне), ласковые прозвища были и у других «рогатых» перевозчиков.
«Очень интересно! - восклицает петербурженка Анна Чернорай. - Что-то подобное мелькало в кинофильмах, но даже не думала, что доведется увидеть все это вживую. Мы пришли сюда всей семьей, дочка успела посидеть за рулем двух-трех старых троллейбусов».
Детвора и в самом деле облепила видавшие виды машины. Ребячий «муравейник» никому, однако, не досаждал. Взрослые тем временем сновали у музейных машин, фотографируясь на память, или вчитывались в таблички. Вот символ советского троллейного движения ЗиУ 5Г и его собрат помоложе очень вместимый ЗиУ 9Б, выпускавшийся на экспорт. Вышка для ремонта контактной сети - троллейкар КГТ-1 ВКС, разработанный петербургскими умельцами, и поэтичный МТБ-82Д - окуджавский «синий троллейбус». А кроме «былинной» техники на площадь прибыли ее «внуки», работающие в городе по сей день.
Сотрудники «Горэлектротранса» как завзятые экскурсоводы удовлетворяли неиссякаемое любопытство. Гостям праздника они раздавали на память значки и белые шары с символикой предприятия (для экологически чистого транспорта цвет символичен). А еще «подарили» городу популярного певца-композитора: Игорь Корнелюк, согреваясь на холоде прыжками, спел со сцены Дворцовой несколько полюбившихся всем шлягеров. По завершении же концерта состоялся традиционный ретропарад.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (5815) от 24.10.2016.
Самое читаемое



Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.
Комментарии