Поднажмём на педали? В Северной столице завершился велосипедный сезон

В наш город постепенно приходит зима, что означает окончание как велосипедного, так и дорожно-строительного сезонов. А стало быть, можно подвести некоторые итоги. Прошедшие лето и осень подарили петербургским любителям велосипедных прогулок очередные инфраструктурные «обновы», которых многие ждали с нетерпением.

Поднажмём на педали? В Северной столице завершился велосипедный сезон | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

На набережной Большой Невки в Приморском районе еще в авгус­те открылся нарядный ярко-синий маршрут для двухколесного транспорта, созданный в процессе ее благоустройства в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Завершаются и полноформатные работы по созданию новых велодорожек в Красногвардейском, Приморском и Московском районах — с устройством дорожного полотна, нанесением разметки, установкой знаков и благо­устройством. Эта инфраструктура должна обеспечить петербуржцам удобные и безопасные маршруты для передвижения на велосипеде — способом, безусловно, полезным как для здоровья горожан, так и для экологии города.

Две новые велодорожки общей протяженностью четыре километра должны порадовать любителей педального транспорта в Красногвардейском и Приморском районах. Одна из них протянулась от пр. Косыгина до Заневского проспекта. Вторая пролегла через Яхтенную, Планерную и Глухарскую улицы. Новые участки (протяженностью 1,4 и 2,6 км) продлили уже существовавшие дорожки для велосипедистов.

Увеличили нынче городскую велоинфраструктуру дорожки на Мебельной улице (627 м от Лыжного переулка до Шуваловского проспекта) и на Шуваловском проспекте (936 м от Мебельной до улицы Оптиков), а также самая протяженная — на проспекте Славы (2,8 км от Белградской улицы до Софийской). На обустройство этих велодорожек в Северной столице нынче было выделено почти 100 млн рублей.

Много это или мало? И как оценить динамику велосипедизации Петербурга?

Не нужно забывать, что процесс создания велоинфраструктуры в нашем городе начался совсем недавно — первые пять маршрутов были проложены в 2017 году. Собственно, и сама инициатива создания сети веломаршрутов в Северной столице берет начало в том же 2017‑м, когда был утвержден перечень приоритетных ­программ (в его состав вошел проект «Велосипедный Петербург», направленный на формирование сбалансированной транспортной среды и удобного безавтомобильного передвижения по городу). В бюджете на 2018‑й Смольный предусмотрел на их строительство свыше 215 млн рублей. Тогда же был составлен перечень наиболее востребованных маршрутов общей протяженностью 160 км, обустроить велодорожки на которых планировалось до 2020 года. Но к этому показателю город только-только приблизился к концу 2024‑го.

Хотя первая пятилетка, надо заметить, была весьма успешной: уже летом 2021 года велосипедис­там Петербурга стали доступны 36 веломаршрутов общей протяженностью 128,5 км. Адресной инвестиционной программой на 2021 – 2023 гг. было запланировано, не снижая темпа, обустроить еще 17 велосипедных маршрутов общей протяженностью 50 км, а также спроектировать шесть, на 24,6 км.

В реальности результатом, к примеру, 2022 года стали 9,2 км новых веломаршрутов (в том числе 4,5 км — в Курортном районе, 3,4 км — в Пушкинском и только 1,3 км — в Красногвардейском). А достижение 2023‑го — три велодорожки протяженностью 6,6 км (0,7 км — от пр. Косыгина до Заневского пр., 2,8 км — по Глухарской, Планерной и Яхтенной улицам, а также 3,1 км — между ул. Коллонтай и Дальневосточном пр.). В нынешнем году адресной программой запланировано ­создание 9,2 км дорожек для двухколесного транспорта…

За развитие велоинфраструктуры отвечает Городской центр управления парковками (ГЦУП), подчиняющийся комитету по транспорту. В прошлом году он серьезно занялся проектом по развитию велоинфраструктуры и велодвижения в Петербурге до 2030 года. Разработанная по заказу комтранса подрядчиком и предложенная на рассмотрение депутатам ЗакСа концепция предполагает создание к этому времени 857 километров новых веломаршрутов во всех районах Северной столицы, включая периферию и территории, прилегающие к городу. По плану, составленному разработчиками, 368 км должны появиться за 2024 – 2027 годы, еще 489 км — с 2028‑го по 2030‑й. Концепция была рассмотрена рабочей группой комиссии по транспорту Законодательного собрания и получила одобрение депутатов.

Приступая к работе, подрядная организация собрала и проанализировала всю имеющуюся информацию о существующих веломаршрутах, которыми занимался как непосредственно ГЦУП, так и реализованных другими организациями города. Основой для создания перспективных направлений будущей сети стали, кроме того, анализ градостроительной структуры города и планов по его развитию, а также данные о распределении плотности населения. Выбор и обоснование типов велосипедной инфраструктуры (велополосы, велодорожки, велопешеходные дорожки) и составление адресного перечня существующей и перспективной сети основывались не только на прогнозах трафика, но и на данных проведенного соцопроса жителей, в котором приняли участие более 2,7 тыс. велопользователей (наиболее активно за дорожки голосовали жители Приморского, Калининского и Выборгского районов). В результате получилась схема, на которой существующие и потенциально возможные городские веломаршруты были соединены в единую структурированную сеть.

В итоговой — доработанной — концепции развития велоинфраструктуры и велодвижения в Петербурге предлагается до конца 2030 года реализовать около 600 км велодорожек. Составлен и список наиболее востребованных — в него вошли веломаршруты общей протяженностью 101,5 км. Но о темпе строительства в сотни километ­ров в год речи пока не идет: Городской центр управления парковками планирует в ближайшие годы обустроить только 46,4 км велосипедной инфраструктуры, учтенной в концепции. В том числе помимо построенных нынче 9 км на 2025 – 2026 гг. запланировано 12,8 км новых дорожек. Еще 25 км собираются обустроить в 2026 – 2027 годах. Разумеется, это станет возможным при условии выделения финансирования…

Кстати, еще в 2022 году, до появления концепции, транспортный блок Смольного говорил о планах нарастить велосеть к 2030‑му заметно скромнее — до 300 км. Но и эта планка выглядит пока не слишком реалистичной, если учесть нынешние темпы обустройства веломаршрутов…

На сегодняшний день в Северной столице более 3,3 тыс. км дорог общего пользования и всего около 160 км велодорожек.

Однако упреки любителей велодвижения, проиллюстированные невыгодными для Петербурга сравнениями с уровнем велосипедизации ряда других городов мира (даже со схожим климатом), все же не вполне справедливы. Мы в начале этого пути. И обширную опорную сеть, связывающую все районы мегаполиса, не создашь за пятилетку.

Но очевидно и другое: изменившаяся реальность в виде появления на улицах огромного количества новых средств индивидуальной мобильности требует новых подходов и — главное — иных темпов развития такой инфраструктуры. Эта новая реальность существенно обострила противоречия всех участников движения по дорогам и тротуарам: автомобилистов, пешеходов, велосипедистов, самокатчиков, а также армии доставщиков, оседлавших электровелосипеды. И разделение потоков простой разметкой на дорожке или тротуаре уже не гарантирует безопасности ни пешеходу, ни велосипедисту, нужны конструктивные обособ­ления полос.

В соцсетях на эту тему горожане ведут жаркие дискуссии.

Велодорожки нужны уже вчера, а не в 2030 году. Потоки пешеходов и разного вело- и электротранспорта нужно срочно разделять!

Хорошо если делают реально новые дорожки. А не так, как в Курортном районе — от Солнечного до Комарова нанесли красной краской разметку с велосипедами на единственную пешеходную дорожку вдоль залива и Приморского шоссе, и теперь пешеходы с детьми, колясками, гуляющие по ней, вынуждены уворачиваться от велосипедистов и самокатчиков. Раньше на велосипедах, самокатах и роликах там тоже катались, дорожка ведь одна, а на Приморском такое движение, что на велосипедах только самые храбрые по нему рискуют ездить. Но теперь велосипедис­ты считают, что это их дорожка, а пешеходы должны от них шарахаться в кусты.

Дорожки должны быть выделены, чтобы ни пешеходы, ни самокаты не могли просто свернуть, нужен поребрик. А тем, кто с двигателем, — только дорога общего пользования.

— Достаточно сделать каркас велодорожек по широким улицам и проспектам. А на узких улочках дать полное преимущество пешеходам.

Нынешние веломаршруты не имеют никакого транспортного смысла, они внезапно начинаются и внезапно заканчиваются, никак не связаны ни друг с другом, ни между районами города, ни станциями метро. Аварийность будет расти, пока не будет развитой инфраструктуры.

В таких обсуждениях горожане указывают и на другие слабые ­места велоинфраструктуры, ликвидировать которые не так сложно и дорого, как реконструировать дороги. Например, установить достаточное количество общедоступных бесплатных парковок для двухколесного транспорта (пока такие есть на 19 перехватывающих и 13 городских автостоянках), которые нужны, когда велосипед используется в качестве транспорта «первой и последней мили», при пересадках на общест­венный транспорт. Поэтому они должны быть возле всех станций метро и крупных транспортных узлов. Велоактивисты также говорят о необходимости занижать высокие тротуарные поребрики, ограничивающие боковые проезды на пути велодорожек…

Кстати, по данным соцопросов, каждый четвертый петербуржец с той или иной периодичностью пользуется средствами индивидуальной мобильности. И около 87 % горожан поддерживают развитие велоинфраструктуры в Северной столице.

Читайте также:

Треку все возрасты покорны: велосипедисты провели свой чемпионат в Петербурге

В Невском районе установили светофоры для велосипедистов


#велосипед #СИМ #инфраструктура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (7806) от 04.12.2024 под заголовком «Поднажмем на педали?».


Комментарии