Под Невой к шахте 572
Еще тройку сотен метров - и проходческий щит достигнет шахты № 572: будущей станции «Большой проспект». Строители метро в эти дни минуют Неву и уже подходят к условной береговой линии Васильевского острова. Условной, так как на глубине 60 метров не очень-то разберешь: над твоей головой еще вода или уже гранит набережной. Между не существующими пока станциями метро «Театральная» и «Большой проспект» прогулялись корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
«Прогулялись», впрочем, слово в данном случае не совсем верное. Когда тоннель еще в работе, то пройти почти два километра в одну сторону, а затем в другую, выбирая место посуше и стараясь не запнуться о рельсы временной узкоколейки, дело не самое простое. Но идти надо: если уж опустился в тоннель, то до проходческой бригады добраться нужно обязательно.
Станция «Большой проспект» на Васильевском острове интересна тем, что, по объявленным ранее городским планам метростроения, это пусковой объект 2019-го. Разумеется, конца года. И то - в лучшем случае, поскольку работы у метростроителей еще очень много.
- Мы приближаемся к важному событию - завершению проходки на участке от «Театральной» до «Большого проспекта». Осталось пройти около 320 метров. Однако от «Театральной» до «Спасской» тоннели еще не проложены. Этот перегон - следующий этап работ. Говорить о сроках пуска движения на этом участке пока рано. Нужно учесть, что проходка здесь началась на полтора года позже, чем было в первоначальных планах. Работы ведутся в три смены, задействованы от 85 до 90 человек в смену, - рассказал начальник участка № 1 ЗАО «СМУ-11 Метрострой» Роман Орел.
Соединять «Спасскую» и «Большой проспект» будут два тоннеля. Немецкий проходческий комплекс «Надежда», способный проложить двухпутный подземный коридор диаметром 10,6 метра, планируется задействовать на другой линии. А в распоряжении СМУ-11 щит Ясиноватского завода, изготовленный еще в прошлом веке на Украине. Он прокладывает тоннель диаметром 5,63 метра - только для движения поездов в одну сторону, поэтому метростроителям приходится пробивать два параллельных подземных коридора. Один из них - от «Большого проспекта» до «Театральной» - уже проложен. А во втором коридоре, как отметил начальник участка, проходка вышла на финишную прямую.
В тоннель мы попали через шахту на Театральной площади обычным горнопроходческим способом: как шахтеры, заходим в клеть, и она нас опускает на глубину пятьдесят с лишним метров. Скорость спуска невысока, а от свободного падения кабина клети защищена специальными распорными механизмами.
Шахта, через которую мы опустились, впоследствии будет выполнять функцию вентиляционного ствола с небольшим круглым киоском наверху. Сейчас же это мощный горный комплекс, именно так называют сами строители сооружение, отделенное забором от площади прямо у Мариинского театра. Через эту шахту опускали узлы проходческого щита под землю, через нее поставляют все необходимые материалы для строительства, в том числе железобетонные сегменты колец, рельсы, раствор. Отсюда же вывозят грунт от проходки - вагонетками через ту же клеть, которая опускала нас.
Проходим 430 метров по вентиляционному коридору и оказываемся в тоннеле, по которому пойдут поезда. Где-то здесь будет строиться подземный вестибюль будущей станции «Театральная» - платформы, наклонные ходы с эскалаторами для пассажиров. Впрочем, пока строители будут сооружать только платформы - о входах и выходах на станцию говорить рано. В первые годы после запуска этой линии «Театральная» станет «проходной» - поезда будут следовать мимо без остановки. По простой причине: слишком долго определялись с местами выхода на поверхность. Сейчас туман в этом вопросе несколько развеялся, планируется сделать два выхода - один у Консерватории, второй на углу Лермонтовского проспекта и улицы Декабристов. Однако их сооружение отнесено уже к 2022 - 2023 годам.
От Театральной площади идем по тоннелю в сторону будущей станции «Большой проспект». Конечно, главный показатель сооружения тоннеля - продвижение проходки к конечной точке. Скорость щита - до 10 метров в сутки. Это с учетом того, что, прорезав грунт на метр, щит останавливается, оттягивается и рабочие устанавливают по всему диаметру мощное железобетонное кольцо толщиной 16 см. Монтаж кольца - отдельная большая и сложная работа. После этого щит вновь берет старт и пробивает коридор еще на один метр, затем вновь монтируют бетонное кольцо. Так и прокладывается тоннель, по которому мы когда-то поедем.
Однако коридоры и выемки в грунте делаются не только механизированными комплексами. Несколько бригад проходчиков и сегодня трудятся практически вручную - отбойными молотками...
- Это санитарная выемка, здесь будет оборудоваться санузел для работников станции. А здесь - проход ко второму тоннелю, который идет параллельно нашему, - пояснил горный мастер Александр Карпов.
Такие проходы делаются, в частности, для повышения уровня безопасности пассажиров. В случае остановки поезда или задымления люди могут быть эвакуированы через эти соединительные коридоры из одного тоннеля в другой. Выемки и ответвления проходческий щит не делает, он нацелен на пробивку исключительно основного пути.
Преодолев около 1600 метров подземного пути, мы наконец настигаем комплекс, пробивающий путь для будущих поездов. Работа идет по графику, и платят метростроевцам, как нам сказали, в соответствии с объемом выработки за смену.
- Песчаник кончился, сейчас проходим слой кембрийской глины, - поясняет бригадир проходчиков Константин Соловьев. - Это обычные грунты для Петербурга, не осложненные валунами или размывами. Так что все идет в штатном порядке, в сутки устанавливаем по восемь-девять колец, ширина каждого метр, соответственно, продвигаемся к цели на 8 - 9 метров в день.
По движущейся ленте куски глины от режущей поверхности транспортируются к другому краю комплекса, где скидываются с ленты прямо в вагонетку. Когда грунтом наполнится восемь вагонеток, электровоз повезет породу к шахте. С помощью клети грунт поднимут вверх, где вагонетку автоматически перевернут, чтобы скинуть содержимое в кузов самосвала.
По расчетам строителей, мы сейчас находимся на глубине 60 метров от поверхности земли, точнее - Невы, поскольку щит-крот уже подползает к Васильевскому острову. У станции «Большой проспект» тоже планируется соорудить два выхода: один у Горного университета, другой - на соединении Большого проспекта с Косой линией. До этой точки, только под землей, и должен дойти проходческий щит.
- Планируем завершить проходку в июне, - сказал начальник участка Роман Орел.
Комментарии