Под сенью преподобного Сампсония. Интервью с краеведом и экскурсоводом Виктором Варгановым

Окрестности станции метро «Выборгская» не относятся к числу самых фешенебельных. Рядом железная дорога, промышленные предприятия, для многих это своего рода «транзитное место». А ведь именно здесь, как напоминает наш эксперт, краевед и экскурсовод Виктор ВАРГАНОВ, находится один из старейших архитектурных памятников Северной столицы — Сампсониевский собор, возведенный в честь Полтавской виктории. Она произошла в 1709 году именно в день преподобного Сампсония Странноприимца, в честь которого приход хочет установить на своей территории памятник и ведет для этого сбор пожертвований.

Под сенью преподобного Сампсония. Интервью с краеведом и экскурсоводом Виктором Варгановым | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— Почему храм по случаю такого важного события, как Полтавская битва, возвели не в центре города?

— На этот счет есть самые разные мнения. Одна из причин: при церкви, построенной в 1710 году, планировали устроить кладбище, что, собственно говоря, и было сделано. До этого в Петербурге хоронили рядом с приходскими храмами, многие из которых давно уже исчезли, и следы захоронений первостроителей археологи нынче находят в самых произвольных местах…

Кладбище при храме Сампсония, занимавшее довольно обширное пространство, состояло из двух частей — православной и иноверческой. Существовало оно до конца XVIII века, затем оказалось в запустении — часть территории ушла под огороды (это видно на картах XIX века), часть была застроена. От погоста сохранился фактически только небольшой участок, ныне это Сампсониевский сквер.

— Как раз в центре этого сквера в середине 1990‑х годов был установлен памятник работы Михаила Шемякина, посвященный первостроителям Санкт-Петербурга…

— Совершенно верно. Причем почти на том же месте раньше стоял бюст Карла Маркса… Увы, шемякинский памятник оказался многострадальным, поскольку его металлические детали практически сразу же стали лакомой добычей для вандалов, собиравших металлолом.

Сегодня от памятника осталось только основание, а центральная часть — пятиметровая арка из розового гранита — закрыта большими деревянными щитами. И у людей, которые не застали монумент, эта конструкция вызывает искреннее недоумение: а что это вообще такое посреди сада?

— Увы, памятник не состоит на учете Музея городской скульптуры, и он не может повлиять на его реставрацию…

— Может быть, стоит задуматься о том, чтобы привлечь меценатов к восстановлению этого монумента? Надеюсь, памятник в любом случае будет восстановлен в первоначальном виде. По большому счету это дело чести. Ведь он посвящен тем, о ком следовало бы вспоминать гораздо чаще, чем мы это делаем. Тем солдатам, мастеровым, строителям, которые были привлечены для создания новой столицы.

— Может быть, обитатели нового жилого района, который строят совсем рядом на мес­те корпусов завода «Русский дизель» проявят настойчивость к судьбе монумента…

— Не исключено. Уверен, что новоселам было бы приятно ощущать себя жителями района с богатой историей. И это вовсе не только погост.

Напомню, что душа Выборгской стороны, по крайней мере ее южной части, от Большой Невы до Сердобольской улицы, — это два столетия промышленности. Вплоть до 1960‑х здесь звучали гудки заводов. А сейчас буквально на глазах происходит трансформация этого района, и не исключено, что лет через двадцать — тридцать новое поколение петербуржцев вообще перестанет понимать, кто такие революционные рабочие Выборгской стороны и откуда они взялись. По той простой причине, что не останется и следа от этих предприятий…

5440874788759997282.jpgФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


— Для Петербурга это довольно обычная история: немало районов на протяжении трех столетий жизни города радикально меняли свой облик…

— Не буду спорить, но вызывает беспокойство, когда при этой трансформации исчезают исторические объекты — возможно, не столь выдающиеся, но для города весьма знаковые. К примеру, на углу Лесного проспекта и Нейшлотского переулка до недавнего времени сохранялись корпуса парка конно-железной дороги, который затем превратился в станцию парового трамвая, горожане называли его «паровичком». Сейчас там построен новый жилой дом.

Одно время было тревожно за бывший доходный дом Плотникова на углу Большого Сампсониевского проспекта и Выборгской улицы — замечательный памятник рядовой петербургской архитектуры эпохи модерна. Он был признан аварийным и пустует после расселения. Теперь появилась информация, что здание будет сохранено, его реконструируют под школу. Дом очень добротный, сохраняющий атмосферу, дух этого района…

5440874788759997279.jpgФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


— Все очень быстро меняется, и даже очертания местности у Гренадерского моста изменились не так уж и давно…

— Действительно, прежний мост был перекинут чуть выше по течению, напротив Малого Сампсониевского проспекта. В перспективе моста была видна колокольня Сампсониевского собора.

Наплавной мост существовал там с середины XIX века. Нынешний мост возвели в 1970‑х годах, тогда же появилась и Гренадерская улица. Ее проложили в створе нового мос­та от Выборгской набережной до Лесного проспекта — по территории сада, который ныне называется Гренадерским, а прежде был Крапивным — от Крапивного переулка. Тот в свою очередь так именовался еще с первых десятилетий XIX века по фамилии земле­владельца — купца Семена Крапивина.

К слову, возле моста есть еще одно любопытное здание у пересечения Гренадерской улицы и Большого Сампсониевского проспекта. Многим памятно оно тем, что в нем находилось кафе «Ровесник». А ведь это очень любопытный памятник эпохи конструктивизма — построенная в 1929 году фабрика-кухня. На экскурсиях я нередко сталкиваюсь с тем, что людям сегодня совершенно не понятно, зачем вообще были нужны фабрики-кухни.

— И что вы им рассказываете?

— Все очень просто. После того как укрепилась советская власть, была поставлена задача освободить женщин от домашнего труда. Они должны были работать наравне с мужчинами, не отвлекаясь на хозяйственные заботы о готовке еды. Именно для этого в промышленных районах создавались огромные фабрики-кухни, где можно было не только плотно подкрепиться в столовой, но и взять с собой готовую еду.


КСТАТИ 

Согласно данным «Путеводителя по Ленинграду» на 1933 год, фабрика-кухня Выборгского района обслуживала 22 предприятия с 40 тысячами рабочих, а ежедневный выпуск ее продукции составлял от 22 до 33 тысяч обедов.


МНЕНИЯ

Екатерина ТРУНОВА, менеджер:

— Сампсониевский сад — это удивительное место. Здесь каждый найдет что‑то для себя: дорожки для неспешных прогулок, живописные виды у пруда, вековые деревья, создающие атмо­сферу умиротворения. Идеальное место, чтобы отдохнуть от суеты, почитать книгу на скамейке или просто насладиться тишиной в тени деревьев. Побывали там летом на празднике «За Россию и российское благочестие», в восторге остались и взрослые и дети — даже плохая погода не испортила настроение. А вот чего саду явно не хватает, так это фонарей.

Вера МЕЗЕНСКАЯ, сотрудник кол-центра:

— Многие годы мне приходилось пользоваться подземным переходом от станции метро «Выборгская» под линией железной дороги — самым длинным в городе. В утренние и вечерние часы пик он представлял собой оживленное пространство, в том числе и потому, что на всем его протяжении была торговля, продавали чай, пирожки — по пути на работу можно было приобрести какие‑то мелочи. Да, было, конечно, немного тесновато, но зато и ощущение безопасности присутствовало. Когда же всю эту торговлю убрали, стало, наверное, чище и опрятнее, но теперь, особенно в выходные дни, когда мало людей пользуются этим переходом, он пустой и безжизненный. В эти часы в нем очень неуютно.

ИННА ПЕТРОВА, специалист по недвижимости:

— Когда бываю на станции метро «Выборгская», всегда радуюсь зимнему саду в наземном павильоне. Такого чуда нет больше ни на одной станции метро в нашем городе. Подсчитано, что там больше пятидесяти крупных растений и еще более сотни небольших цветов. Говорят, традиция собирать там декоративные растения появилась практически сразу же после открытия станции в апреле 1975 года. Не так давно, когда станцию капитально ремонтировали, растения пришлось передать на другие станции. Возрождали оранжерею всем миром: любой желающий мог тогда принести свое растение.


Читайте также:

Духовная крепость. В Сергиевом Посаде можно окунуться в Средневековье и вспомнить советское детство

На Невском вырастут леса: главные реставрационные проекты Петербурга 2026




#собор #победа #памятник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 7 (8072) от 20.01.2026 под заголовком «Под сенью преподобного Сампсония».


Комментарии