Почтовый старожил
Письма мы сейчас предпочитаем писать электронные, но традиционная почта никуда не делась - она жива. Все так же на домах висят почтовые ящики. Кстати, в Петербурге сегодня таковых 823. Как и прежде, подъезжает к ним спецмашина с эмблемой «Почта России», чтобы забрать корреспонденцию. Потом письма обрабатывают в автоматизированном сортировочном центре и отправляют в отделения связи в соответствии с указанным адресом. Далее они попадают в руки почтальона. Стандарт для Петербурга: внутри города письмо должно быть доставлено за двое суток.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
А в другие города мне отправлять письма на сей раз было без надобности. Честно говоря, изначально я даже не стремилась проверить, как соблюдается этот самый стандарт. Задача была другой: узнать, справляются ли со своей обязанностью старые, потрепанные уличные почтовые ящики, до сих пор висящие на стенах вполне пристойных петербургских домов.
Или это такой городской арт-нюанс вроде рваных джинсов на приличной девушке. А может быть, даже некая дань истории: как-никак первые уличные почтовые ящики появились в России именно в Петербурге еще в 1848 году. Но их след уводит в Музей связи. Нынешние «уличные старики» из ленинградских времен, с серпом и молотом в венке из колосьев.
- Не опускайте сюда письмо, лучше сделайте это на почте. Она недалеко, на той стороне проспекта, - уговаривала меня женщина, вышедшая из подъезда дома № 1 по Смоленской улице. Но я не послушалась, и мое письмо, адресованное мне же, тихо исчезло в ржавом чреве уличного почтового ящика, висящего на стене вышеназванного дома. Хотя, честно говоря, этот синий обшарпанный короб мало походил на действующего представителя почты страны, да и герб на нем был советский.
А потом я пошла туда, куда меня послали, - к дому № 75 по Московскому проспекту, где находится 84-е отделение связи. Ящик у его входа тоже оказался ржавым, а от герба с серпом и молотом остались только дырочки. Однако на них была наклеена бумажка, извещавшая, что данный предмет - федеральная собственность и ответственность за ее хищение или повреждение предусмотрена действующим законодательством. Ну просто смешно: ящик находился в таком состоянии, что навредить ему еще больше казалось невозможным.
А вот его прогнивший собрат, висящий на доме № 78А по тому же проспекту, выглядел чуть лучше. Он примостился у входа в магазин, работники которого выставили свой товар на улицу и, не мудрствуя лукаво, украсили им еще и почтовый ящик. Кстати, он оказался вообще уникальным экземпляром, достойным кисти художника (объектива фотографа): на нем обнаружилось сразу два герба - советский и российский.
С вопросом: неужели все эти увиденные мной представители почты используются по прямому назначению, я зашла в отделение связи. Меня заверили: они работают, по ночам приезжает машина и забирает корреспонденцию. Но отношения к отделению связи уличные ящики не имеют - ими занимается другое подразделение УФПС. А у них на почте свой ящик для отправлений. Надо сказать, что выглядел он солидно и был напольным.
Недоумевая, зачем в одном месте столько возможностей для отправки произведений эпистолярного и делового жанра, я отправилась в путешествие по Московскому району. Оно только приумножило мои разочарования. Мне встречались поцарапанные, разрисованные, обклеенные рекламой ящики. Говорят, что такая же ситуация и в некоторых других районах города, например, в Петроградском, Приморском... Возможно, не только там.
Однако, проехав всю Лиговку, я обнаружила несколько новых ящиков. А прогулявшись по самому центру города, видела тоже только новые, но изрядно грязные, в которые совершенно не хотелось опускать белоснежный конверт письма. Неплохо бы тому, кто вынимает из них корреспонденцию, держать в чистоте эту федеральную собственность.
Кстати, в Сети наткнулась на вопрос: подскажите, на каких улицах Петербурга можно найти почтовые ящики? И несколько ответов - от «Зачем тебе это надо?» до конкретных адресов в разных районах города.
Поверьте мне, это только кажется, что ящиков маловато. Если начать приглядываться, то они станут попадаться на глаза тут и там. Лично со мной так сейчас и происходит. А некто даже предложил создать инициативную группу и всем вместе составить схему расположения посланцев почты. Можно не напрягаться - она имеется в межрайонных почтамтах, и, думаю, скрывать от граждан эти данные не будут. Но вот вопрос: достаточно ли ящиков в новых районах города? И здесь возникает один нюанс.
Обратите внимание: на каждом современном почтовом ящике указан номер телефона с просьбой позвонить, если возникнет причина переместить его на другое место. Это реалии нашего времени. Оказывается, не всякий собственник здания так уж жаждет, чтобы почтовый ящик находился на его недвижимости. Приходится устанавливать его на другое место, говорят связисты. Но бывают и иные причины. Недавно при входе в одно из помещений потребовалось сделать пандус для удобства маломобильных граждан. Мешал ящик, и его пришлось переместить.
Услышала и такое мнение: всем было бы удобно, если бы ящики находились недалеко от станций метрополитена. «Моя бабушка - ветеран войны, и она до сих пор с кем только не переписывается. Однополчане ее уже умерли, так она пишет их детям и внукам, поздравляет со всеми праздниками, а отправлять поручает мне, - сказала девушка, назвавшаяся Оксаной. - Я же вечно спешу и иногда эти письма по нескольку дней таскаю в сумке. Вот если бы почтовый ящик находился у метро»...
Вот вам и доказательство нужности этих ящиков, в которой некоторые сомневаются, если судить по тому экспресс-опросу, что я попыталась провести. Несмотря на внедрение новых средств связи, значение традиционной почты ничуть не уменьшилось. Люди продолжают вверять ей свою корреспонденцию. Особенно пожилые, которых в городе четверть от всех жителей. И потом электронное письмо - оно, конечно, быстрое, но «холодное», без тепла писавших его рук. Хранить его как память, в шкатулке, не будешь и перечитывать тоже.
Теперь о трех «контрольных» письмах, которые я доверила уличным почтовым ящикам. Все они, можно сказать, пришли в срок. Одно, правда, задержалось на сутки, думаю, из-за выходных. А первым, менее чем через двое суток, ко мне вернулось письмо, опущенное в старый, ленинградский, ящик, что на Смоленской улице.
Кстати, выемка корреспонденции из уличных почтовых ящиков производится по графику два раза в сутки. 387 из них оборудованы электронной системой контроля выгрузки. И старых ящиков, как сообщили в УФПС Санкт-Петербурга и Ленобласти, на улицах города скоро станет гораздо меньше. В ведомство поступило 228 новых экземпляров. Они будут установлены в течение года в Московском, Приморском и Петроградском районах.
Комментарии