Почем февральское тепло?

В течение всей предыдущей недели жилищный комитет и районные администрации искали ответ на два вопроса: как в январских счетах за услуги ЖКХ появились несуразно большие суммы? И что делать, чтобы не провоцировать в дальнейшем социальную напряженность?

Почем февральское тепло?  | ФОТО studioVin/shutterstock.com

ФОТО studioVin/shutterstock.com

На пресс-конференциях и в официальных комментариях неизменно звучали слова про суровые январские морозы и повышенное теплопотребление. А на закрытых от журналистов совещаниях – иные речи: о бухгалтерских ошибках, особенностях системы передачи данных и фиксации показаний узлов учета тепла.

На одном из таких совещаний в жилищном комитете, проводимом исключительно для специалистов, были приведены многочисленные примеры, когда введенные в базу данных и переданные в ВЦКП показания не имели ничего общего с реальностью. Наблюдались погрешности как в сторону увеличения, так и уменьшения. Виноватыми были объявлены бухгалтеры управляющих компаний, которые проявили невнимательность, поспешность и незнание возможностей компьютерной программы. Некоторых было рекомендовано уволить.

Хотя в кулуарах собрания представители районных комитетов охотно объясняли, что при нынешней системе расчетов квартплаты и печати счетов трудно ожидать точности и отсутствия погрешностей. Управляющей компании необходимо за очень короткий срок успеть снять показания приборов в нескольких сотнях домов, сверить их с данными тепловых компаний (по сути, получить согласование), вручную «вбить» длинные ряды цифр в базу... И все это успеть до того часа, когда ВЦКП блокирует поступление информации и начинает формировать и печатать розовые счета.

Это лихорадочная, часто неподъемная работа. Поэтому показания счетчиков нередко снимают по очереди: один месяц с одной части домов, другой – с другой. Так что получается, что сначала рисуют усредненные цифры. А на следующий месяц уже вносят исправления, ориентируясь на счетчик: где-то отнимают, где-то добавляют. Так что система сплошь состоит из бесконечной череды поправок и перерасчетов, которые трудно отследить даже специалистам, не говоря уже о гражданах-потребителях. Приходится верить бухгалтерии на слово.

На том совещании – в начале недели – главам районов было приказано усилить контроль и провести работу с сотрудниками управляющих компаний.

Однако в конце недели в срочном порядке было собрано еще одно совещание. 26 февраля в 14.00 ВЦКП, как обычно, прекратил прием данных от управляющих компаний и приступил было к формированию счетов за февраль. И остановился. Данные по расходу тепла во многих домах оказались такими же (а в ряде случаев и большими) нежели месяц назад.

ВЦКП забил тревогу. Вице-губернатор Бондаренко вызвал глав администраций. Какие именно слова там прозвучали, городу еще предстоит узнать. В общих чертах: районам предложено... делать все что угодно, но чтобы никаких завышенных счетов, не согласующихся с погодой в феврале, и в помине не было.

Главы районов спустили пожелание Смольного в управляющие компании. А вычислительному центру было приказано вновь открыть базу и начать принимать исправленные данные – до 2 марта. Какие новые цифры появятся в базе, непонятно. Зато понятно, что розовые счета горожане нынче получат чуть позже обычного. И с большой долей вероятности можно предположить, что платежи будут уменьшены.

Вопрос: за счет чего? Есть два ответа. Первый – простой: за счет все тех же перерасчетов и исправлений. Иными словами: за февраль начислят поменьше, а недоначисленную сумму потом «размажут» по мартовскому-апрельскому-майскому счетам.

Второй ответ сложный и... политический. ТГК-1 и Смольный сейчас ведут переговоры о погашении миллионных долгов управляющих компаний за тепло из средств городского бюджета. Речь идет о тех управляющих компаниях, которые принадлежат городу (хотя бы частично).

В основе этих переговоров лежит договор о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и ПАО «Газпром» на 2016 год, подписанный губернатором Георгием Полтавченко и председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером. Одно из договорных условий – обязанность города принимать меры по погашению «дебиторской задолженности за тепловую энергию бюджетных организаций, а также хозяйственных обществ, осуществляющих управление жилищным фондом, участником которых является город».

В течение первого квартала текущего года жилищный комитет должен разработать план мероприятий по оплате долгов. В том числе и с использованием средств бюджета. Через месяц, таким образом, станет ясно: сколько бюджет готов отдать за тепло?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (5651) от 29.02.2016.


Комментарии