По железке к небоскребу. О строительстве второго рельсового пути на Сестрорецк

Сестрорецкую железнодорожную линию, ныне одноколейную, договорились сделать двухпутной. Тогда по ней можно будет запустить поезда в режиме метро, которые позволят разгрузить Приморское шоссе, а также обеспечить надежным транспортом Приморский, Курортный и Кронштадтский районы и, конечно, «Лахта-центр».

По железке к небоскребу. О строительстве второго рельсового пути на Сестрорецк | Фото: Роман Пименов / ИНТЕРПРЕСС

Фото: Роман Пименов / ИНТЕРПРЕСС

На Петербургском международном экономическом форуме губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко и генеральный директор РЖД Олег Белозеров подписали меморандум о сотрудничестве в развитии железнодорожной инфраструктуры города. Этим документом предусматривается и «создание второго рельсового пути между станцией метро «Старая Деревня» и поселком Белоостров».

Железнодорожная линия из Петербурга в Сестрорецк появилась на рубеже XIX - XX веков. Позднее она была продолжена до Белоострова. Первоначально на многих ее станциях и некоторых перегонах были двухпутные участки. В 1920-е второй путь во многих местах сняли: в стране не хватало рельсов для строительства железных дорог и приходилось использовать бывшие в употреблении. Тем не менее и поныне сохраняется, например, двухпутный участок от Ланской до Новой Деревни, а также несколько разъездов.

В 1990-е годы дорога приходила в упадок. На нее выпускали старые локомотивы. В 2007 году тогдашний глава Приморского района Петербурга Юрий Осипов предложил оставить пути от Сестрорецка только до Старой Деревни: это, по его словам, позволило бы соединить восемь тупиковых дорог. С 30 октября 2011 года электрички на Сестрорецкой линии укоротились с восьми до шести вагонов, что объясняли снижением пассажиропотока. Из-за этого в поездах стало тесно. Сгорели старый вокзал станции Новая Деревня (его заменили ларьком) и старинный вокзал Сестрорецка (его только недавно восстановили)...

В последние годы ситуация стала меняться: появляется все больше причин сохранить Сестрорецкую линию. В 2011 году над ней был открыт путепровод в створе Коломяжского проспекта, в 2013-м - северный участок Западного скоростного диаметра. Они частично решили транспортную проблему Приморского района, новостройки которого отделены от центра Сестрорецкой линий. Планируется строительство развязки над железной дорогой в районе Лахты (для подключения продолжения Шуваловского проспекта к Приморскому шоссе), а также еще одного путепровода в створе Туристской улицы (сейчас там устроен пешеходный переход, на котором, несмотря на все предупреждения, довольно часто происходят несчастья).

Поворотным моментом в судьбе дороги, судя по всему, стало возведение «Лахта-центра». Разрешение на строительство небоскреба было выдано в 2015 году, сегодня башня почти готова; завершить работы планируется уже осенью нынешнего года. Железная дорога учтена в проекте транспортного обслуживания этого делового центра. Рядом с небоскребом хотят построить новую остановку поездов (хотя и до существующей станции Лахта не так далеко). А в минувшем году на дорогу были выпущены составы «Ласточка». По последним данным, предоставленным нам РЖД, сегодня на линии курсирует около 40 поездов в сутки.

В августе 2017-го комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) объявил конкурс на разработку предварительного проекта линии скоростного трамвая между Старой Деревней и Белоостровом. Позднее, в начале нынешнего года, стало известно, что Смольный ведет с РЖД переговоры о развитии Сестрорецкой дороги. Обсуждался и вариант с трамваем, и (как приоритетный) со строительством второго пути для поездов на Сестрорецкой линии. КРТИ предлагал запустить по дороге тактовое движение поездов для транспортного обслуживания не только Сестрорецка, но также - с пересадкой на автобус - Кронштадта (где построили новый исторический парк «Патриот», в который нужно возить туристов) и Приморского района Петербурга. На дороге предполагалось кроме того открыть новые остановки. Сумма инвестиций в проект оценивалась более чем 10 млрд рублей, а реализовать его планировалось уже в ближайшие годы.

Переговоры, как видно, успешно завершились на Петербургском международном экономическом форуме. Стороны могли вдохновиться недавним опытом с московским центральным железнодорожным кольцом, которое органично вошло в транспортную систему столицы.

В принципе строительство второго пути возможно, считает автор исследовательских работ по Сестрорецкой железнодорожной линии Дмитрий Веревкин. «Непреодолимых технических и природных препятствий для этого нет», - сказал нам эксперт. Но стройка будет дорогостоящей и долговременной. Придется возводить много новых мостов и путепроводов. «А теперь представьте, сколько скандалов будет с отчуждением земли под второй путь на участке от Горской до Курорта! Застройка ведь очень плотная... Да и в Лахте - Ольгино тоже, особенно между станцией Лахта и небоскребом «Газпрома», - отметил собеседник «СПб ведомостей».

Смысла в этом, по мнению Веревкина, нет - второй путь не нужен. В советское время и без него поезда отправлялись в Сестрорецк через в 15 - 20 минут. Чтобы вернуться к таким интервалам, достаточно восстановить разъезд в Тарховке, что сделать несложно, поскольку от него осталось земляное полотно. Если пускать поезда более часто от Финляндского вокзала, возникнут проблемы с пропуском составов по Выборгскому ходу (в том числе «Аллегро»), к которому примыкает Сестрорецкая линия. Поэтому, видимо, и идет речь о запуске тактового движения только до Старой Деревни. А будет ли линия востребована в таком урезанном виде?

Сдержанно относится к этому проекту и транспортный аналитик Владимир Валдин. По его мнению, все делается в основном для сотрудников «Лахта-центра», чтобы им удобнее было добираться из своих элитных квартир на севере города. «Пользы не будет, вреда тоже. Пускай делают красивую игрушку», - сказал эксперт «СПб ведомостям».

У РЖД свои аргументы. «Расширять эту дорогу надо, и чем быстрее, тем лучше», - поделился мнением с нашей газетой один из руководителей Октябрьской железной дороги (он попросил не называть его имени). Сестрорецкое направление потенциально востребовано, и, если обслуживание на нем улучшится, трафик будет расти. «Когда в Выборг запустили «Ласточку», пассажиропоток туда резко возрос», - напомнил наш собеседник. К тому же опыт крупных европейских городов - Берлина, Парижа и Лондона - показывает, что железная дорога может успешно использоваться как городской транспорт.

В свою очередь житель Курортного района краевед Александр Браво в комментарии «СПб ведомостям» отметил, что основная магистраль этих мест, Приморское шоссе, сегодня перегружена. Сейчас люди меньше чем раньше пользуются электричками, потому что график их движения не слишком удобен. Если, скажем, раз в час пустить безостановочные «Ласточки» до Сестрорецка или Белоострова, а в промежутках между ними - что-то вроде рельсовых автобусов из двух или четырех вагонов, то можно привлечь новых пассажиров. Если для усиления движения поездов требуется расширить дорогу, в этом нет ничего плохого.

Напомним, что реконструкция Сестрорецкой линии не единственный проект, когда за счет железной дороги хотят решить транспортные проблемы окраин. Как мы уже рассказывали, есть также план по реконструкции заводской ветки в Сертолове под пассажирское движение. Этот проект также сложный и затратный, ведь дорогу, по сути, придется строить заново. 

Материал был опубликован в газете под № 096 (6205) от 31.05.2018 под заголовком «По железке к небоскребу».

#железная дорога #Сестрорецк #РЖД

Комментарии