На мягком ходу. Трамвайные пути на Среднеохтинском проспекте ремонтируют по-новому
Большая реконструкция трамвайных путей ведется на правом берегу Невы - на Среднеохтинском проспекте. Перекладку рельсов начали в июле прошлого года, а обещают закончить лишь в четвертом квартале 2019-го. Строители называют такие сроки оптимальными, ведь под капитальный ремонт отведено почти 4 километра трамвайной линии. При этом рельсы укладывают по новым технологиям. После ремонта среднеохтинский трамвай будет на резиновом ходу.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
- До шоссе Революции доеду? - спрашивает пассажирка, войдя в салон трамвая № 23, идущего от Красногвардейской площади. - Впереди, кажется, пути разобрали.
- Доедете. Разобрали, но только одну линию, и трамваи перепускают: сначала в одну сторону, потом в другую, - успокоили женщину.
То, что работы ведут без закрытия движения, для жителей Охты большое благо. Хотя это и усложняет ремонт, и удлиняет его сроки. Однако без трамвая здесь трудно обойтись. В связи с ремонтом и упомянутым уже «перепуском» движения в одну и другую сторону вагоны стали ходить реже. И все же, хотя по проспекту следуют также троллейбусы и автобусы, пассажиры упорно ждут именно трамвая. Он привычнее и удобнее.
Правда, с 10.00 1 марта до конца дня 3-го трамвайное движение по Среднеохтинскому проспекту от улицы Малыгина до улицы Молдагуловой закрывается. Связано это с переустройством трамвайных съездов. Теперь они будут уложены на противоположной стороне проспекта.
- Реверсивное движение вагонов на Среднеохтинском проспекте позволяет продолжать работы на путевом хозяйстве без полного закрытия. Пассажиры могут пользоваться привычными маршрутами № 10 и 23, не задумываясь об изменениях в их трассах. На участке от улицы Малыгина до улицы Молдагуловой уложены трамвайные съезды. На указанном отрезке вагоны следуют не по обычной двусторонней линии, а по однопутному участку. Такая схема работы действует с середины января 2019 года. «Горэлектротранс» оперативно изменяет маршруты трамваев в соответствии с этапами работ на проспекте, - пояснили нашей газете в ГУП «Горэлектротранс».
Капитальный ремонт путей на Среднеохтинском охватывает участок от Красногвардейской площади до Крюковой улицы. До этого трамвайную линию здесь капитально ремонтировали более двадцати лет назад, в 1996 - 1997 годах. Контактную сеть же вообще не реконструировали с момента постройки, а ведь трамвай по Среднеохтинскому запустили почти полвека назад, в 1970 году.
От площади до Большой Пороховской улицы конструкция пути шпально-щебеночная, то есть деревянные шпалы уложены на гравий, к ним костылями прикреплены железнодорожные рельсы. К началу ремонта, по оценкам специалистов, рельсы на этом участке уже были на предельном износе, деревянные шпалы тоже в значительной степени разрушились, в результате на линии образовались серьезные просадки и перекосы. Без капремонта было не обойтись.
Ремонтную бригаду мы застали на дороге в районе улицы Гусева. Одну линию путей они перекладывали, по другой шли трамваи. Водители ведут вагоны на малой скорости. Видно, как слегка проседают под трамваем рельсы, шпалы с концов подгнили, четверть века они уже отслужили.
Новую линию обустраивают по современным технологиям. Шпал здесь теперь не будет, рельсы устанавливают прямо на монолитную бетонную плиту. Прежде чем укладывать бетонные плиты, основание путевого полотна укрепили, провели дренажные работы.
- Для более гладкого и бесшумного хода рельсы укладываются на прорезиненную подошву и заливаются мастикой. На шпалах они удерживаются костылями, а здесь крепятся поперечными тягами. На соседней линии, как вы можете заметить, уложены обычные железнодорожные рельсы. Мы заменяем их на так называемые губастые - современные желобчатые с утолщенной губой и закаленной головкой. Прослужить они должны не менее 30 лет. Позднее основания рельсов зальем еще слоем бетона толщиной 8 сантиметров, и они будут как бы запрессованы в бетонную плиту, - поясняет порядок работ бригадир Сергей Деревянных.
В проекте реконструкции заложено немало новшеств. К примеру, стрелочные переводы со стороны Красногвардейской площади оборудуют подогревом, а значит, стрелки не станут залипать, какой бы ни был мороз, и наледей на них тоже не будет.
Контактную сеть, без которой трамваю никак, после завершения путевых работ тоже реконструируют. Заменят опоры и контактные провода, подводную систему изоляции, оборудование автоматических стрелок. Наконец, планируют заменить и асфальт на проспекте.
Любой ремонт всегда приводит к неудобствам. Сейчас участок работ огорожен на многие сотни метров. Однако жителям надо же как-то переходить с одной стороны проспекта на другую. В районе дома № 14 по Среднеохтинскому обозначен пешеходный переход. По зебре люди могут дойти до трамвайного пути, но дальше приходится пробираться через строительную площадку кто как может. Привычные в таких случаях мостки здесь не проложены.
Ремонтники считают, что народ ведет себя неправильно, ленится обойти участок, где ведутся работы. Но обходить надо не менее километра, и прохожие, конечно, с этим не согласны. Хоть и неудобно, но переходят проспект, преодолевая строительные препятствия. А ведь обустроить переход мостками не так уж сложно.
«Ордер на производство работ строительной компании выписан до 15 октября 2019 года», - сообщили нашей газете в Государственной административно-технической инспекции. Однако ремонтники напоминают, что вслед за перекладкой путей последует реконструкция 4,5 километра контактной сети и ремонт проезжей части с поребриками. И хотя все эти работы включены в контракт, по прогнозам самих строителей, все работы на Среднеохтинском проспекте завершатся, скорее всего, только в 2020 году.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 038 (6391) от 01.03.2019 под заголовком «По Охте на мягком ходу».
Комментарии