Жители Мурино обеспокоены строительством скоростной магистрали

Недавно у границ Петербурга родился еще один город. Законодательное собрание Ленинградской области присвоило сельскому поселению Мурино городской статус. В общем-то, давно пора. Новыми жилыми кварталами Мурино прирастает постоянно. И сегодня для новоселов уже более актуально не то, как был «город заложен», а как в нем жить. Пешеходные маршруты здесь в ближайшее время может пересечь скоростная магистраль.

Жители Мурино обеспокоены строительством скоростной магистрали | ФОТО Сергея КУЛИКОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Сергея КУЛИКОВА/ИНТЕРПРЕСС

В муниципальном образовании Мурино на начало нынешнего года зарегистрировано более 42 тысяч жителей. Но эта цифра не отражает подлинного положения дел. Поскольку новый город вплотную примыкает к границам мегаполиса, многие его жители остаются зарегистрированными в Петербурге. Фактическое население Мурина оценивается в 100 тысяч. По российским меркам, это уже не маленький городок.

Жилые кварталы возвели здесь довольно быстро, буквально за несколько лет. Квартиры новоселам продали, а вот с инфраструктурой, в том числе транспортной, определяются только сейчас.

- Уже не раз приходилось говорить, что в последние десятилетия при подготовке каких-то крупных проектов упускают из виду этап создания градостроительной концепции, - считает руководитель Совета по транспортным проблемам Санкт-Петербургского центра РАН Олег Белый. - Дома строят, а социальные учреждения - школы, детские сады, поликлиники - оставляют на потом. Губернатор Ленинградской области недавно заявил, что без социальных учреждений дома государственной комиссией приниматься больше не будут. И это правильный подход. То же можно сказать и о транспортной инфраструктуре: еще до закладки фундаментов первых домов вся дорожная сеть должна быть прочерчена, вплоть до велосипедных дорожек. Этого не делается. И вот город построили, а теперь собираются прокладывать по нему скоростную дорогу. Возможно, сейчас это единственный выход. Однако такого бы не случилось, если бы заранее была утверждена градостроительная концепция преобразования этой местности.

Начать строительство четырехполосной магистрали с разрешенной скоростью до 100 км/час в Мурине планируют уже в этом году. Трасса должна соединить КАД с автодорогой Петербург - Матокса через Мурино. Проложить ее собираются вдоль жилых кварталов, при этом дорога будет отделять новые кварталы от станции метро «Девяткино» и одноименной железнодорожной платформы. То есть станет препятствием для десятков тысяч жителей, ежедневно пользующихся метрополитеном и электричками железной дороги. Кроме того, в старой части Мурина располагаются многие социальные объекты: поликлиники, почтовые отделения, административные здания.

Между тем строительство автодороги планировалось в этих местах еще несколько лет назад. Но в обход Мурина. По первоначальным планам, новая магистраль должна была стать продолжением Пискаревского проспекта, и тогда она действительно проходила бы в обход жилых кварталов как старого, так и нового Мурина. Однако планы поменялись по банальной причине: новая трасса короче, а значит, ее строительство обойдется дешевле.

Жителям нового города изменение трассировки, естественно, не понравилось, о чем они написали в коллективной жалобе властям. В первую очередь беспокоит народ даже не то, что магистраль пересечет пешеходные проходы к станции метро. Надземные или подземные переходы через скоростную дорогу строители, можно надеяться, соорудят, хотя это будет и не столь удобно, как сейчас. Однако волнует прежде всего близость трассы к жилым домам.

«Прямо под окнами жителей проспекта Авиаторов Балтики и Охтинской аллеи в западном Мурине хотят впихнуть выезд с Кольцевой дороги - автомагистраль непрерывного движения на расстоянии нескольких метров от домов. Жители против такой перспективы», - возмущаются новоявленные горожане.

Между тем станцию метро от жилых кварталов отделяет порядка 200 метров. И если бы дорогу проложить где-то посредине этого расстояния, то она оказалась бы на достаточном удалении от домов. Однако там проходит мощная воздушная линия электропередачи (ЛЭП), сооруженная десятки лет назад, когда областным полям и болотам никакое жилищное строительство и не снилось. О том, что ЛЭП здесь надо закопать, то есть перевести ее в разряд подземных инженерных сооружений, тоже говорится достаточно давно - с десяток лет. Но мероприятие это довольно дорогостоящее и оплачивать его никто не берется.

- Как в городе, так и в области подземное пространство у нас используется очень слабо, вопреки мировым тенденциям. Строительство подземных сооружений, безусловно, дороже, чем наземных или воздушных, но выгода в другом. Освобождаются участки земли, которые могут быть использованы для других целей, например, для строительства дороги, как в этом случае. Кроме того, подземные объекты долговечнее. Да, спрятать ЛЭП под землю дорого, но если этого не делать, то обойдется еще дороже, особенно если рассматривать проблему в перспективе, - утверждает эксперт нашей газеты по транспортным вопросам Олег Белый.

Планируя прокладку новых магистралей, разумеется, нельзя обходить и вопросы экологической безопасности. Автодорога среди жилых кварталов воздух, как говорится, не озонирует. Есть и другие аспекты проблемы.

- Проекты строительства магистралей на севере города связаны с пересечением притоков реки Охты. Ручьи загоняют в трубу, и, по сути, ликвидируется часть экосистемы природной среды. Однако проектировщики считают, что ручей в трубе - это хорошо. Экологи против такого подхода: живая природа становится мертвой, - считает руководитель центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов.

Насколько взвешенным было решение строить магистраль под окнами домов жителей Мурина, можно лишь предполагать. Если единственным критерием, которым руководствовались проектировщики при изменении трассировки, был вопрос затрат на строительство, то это слишком упрощенный подход.

«Считаем необходимым учесть в проекте требования жителей, чтобы не повлечь необоснованные траты бюджета на реализацию некачественного проекта. Просим принять меры по недопущению реализации проекта в непосредственной близости с жилой застройкой», - отмечают в своем обращении к властям жители Мурина.

Обращения жителей не остались без внимания властей. Глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский на днях обсудил перспективы строительства новой магистрали в Мурине с губернатором Ленобласти Александром Дрозденко. Как он сообщил, губернатор спокойно отреагировал на возражения местных активистов.

«Если жители против магистрали, то нам и дешевле, и значительно проще построить обычную улицу с двусторонним движением - такой проект мы могли реализовать еще год назад. Что же до сэкономленных огромных средств, то мы тут же направим их в Кудрово, где проблем с пробками не меньше. Там по крайней мере нам не придется объяснять активистам, что построение эффективной дорожной сети - это всегда решение, которое убирает причину проблемы, а получаемое благо - благо для большинства жителей», - приводит слова губернатора Низовский.

При этом глава Всеволожского района отмечает, что если решение будет принято окончательно, то новую улицу взамен магистрали еще нужно будет спроектировать, поэтому ее строительство в лучшем случае начнется в будущем году.

«О переносе ЛЭП речь вообще не идет - это дороже строительства любой дороги», - добавляет в своем комментарии глава Всеволожского района.

Читайте также о плане ремонта дорог в Ленинградской области на ближайшее время.

#Мурино #Ленинградская область #строительство #дороги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 065 (6418) от 10.04.2019 под заголовком «По Мурину с ветерком?».


Комментарии