По канату на мундиаль

В портфолио профильного комитета немало концепций, но далеко не все из них удается претворить в жизнь. При этом чиновники не боятся выдвигать самые смелые задумки, которые кажутся экспертам сомнительными, такие, например, как канатная дорога на Крестовский остров.

По канату на мундиаль | «Невская ратуша», несмотря ни на что, уже в этом году может принять новоселов. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Невская ратуша», несмотря ни на что, уже в этом году может принять новоселов. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В центре внимания сейчас организация транспортной связи Крестовского с остальным городом. С точки зрения Смольного, имеющейся станции метро «Крестовский остров», и даже будущей «Новокрестовской», недостаточно. Нужно повысить доступность нового стадиона для футбольных болельщиков к чемпионату мира 2018 года. Комитет по инвестициям предложил сразу два таких проекта (это без учета транспортной связи с аэропортом, которая, видимо, будет представлять собой автобусное сообщение).

Во-первых, до сих пор не отвергнут романтический замысел построить канатную дорогу, которая протянулась бы и в Приморский район (до «Лахта-центра»), и на остров Декабристов. По предварительным расчетам чиновников, она могла бы перевозить 10 тысяч человек в час, что позволило бы разгрузить метрополитен в дни футбольных матчей. Инвестором собирался выступить «Газпром социнвест». На официальном сайте комитета отмечается, что проект сейчас реализуется, но никаких видимых шагов к его осуществлению пока не видно.

Второй проект – пешеходный мост на Крестовский из парка 300-летия Санкт-Петербурга. Комитет по инвестициям замышлял его как торговую галерею над водой, вроде моста возле делового центра «Москва-сити» в столице. В то же время другой комитет – по развитию транспортной инфраструктуры – заказал проект открытого моста, без магазинов. На наши недоуменные вопросы в Смольном отвечали, что торговая переправа рассматривается как вариант, который удастся реализовать, если найдется инвестор. И будто бы даже нашлась некая английская компания, имя которой, впрочем, не называют.

Заведующий кафедрой автомобильно-дорожного факультета Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Андрей Горев рассказал «СПб ведомостям», что, по его данным, ранее по заказу городского правительства прорабатывалось два гораздо более серьезных проекта обеспечения транспортной доступности Крестовского острова: оба предлагали подвести к востоку от футбольного стадиона трамвайную линию – ведь как раз с восточной стороны организованы выходы с арены. Но от этой идеи почему-то отказались.

«Потом серьезных проектов не было. Но появились проекты, связанные с линией метро. А затем уже возникли мосты, канатные дороги и так далее», – рассказал эксперт. По его мнению, канатная дорога хороша для мест отдыха и развлечений. Но она совсем не подходит как массовый транспорт для возбужденных болельщиков. «К сожалению, есть люди, которые ставят свое мнение выше научных исследований», – посетовал Горев.

Вызывает сомнение и проект с мостом. В свое время он подавался как возможность для болельщиков пешком добраться от автостоянок у парка 300-летия Санкт-Петербурга до стадиона. Парковки предполагалось создать восточнее развязки с ЗСД. Однако сейчас здесь идет бурное строительство жилых комплексов, и где создавать стоянку, непонятно. Но даже если найдутся желающие прогуляться от парка до стадиона, им предстоит преодолеть неблизкий путь, обогнув арену с юга. Это может сделать весь проект бессмысленным.

Комитет по инвестициям тяготеет также к созданию «креативных кварталов». Первый такой проект предполагалось создать в «Крестах» на Арсенальной набережной, которые освобождаются в связи со строительством нового следственного изолятора в Колпине. Однако теперь «Кресты» предполагается снова использовать «в интересах уголовно-исполнительной системы», сообщил заместитель начальника управления капитального строительства ФСИН России Виталий Дурнев.

Чиновники переключились на другой объект – Апраксин двор, уверяя, что теперь именно он является приоритетным. Реновация его, кстати, обсуждалась еще во времена губернаторства Владимира Яковлева. Но и этот проект забуксовал. У города не сложились отношения с инвестором – «Главстроем», от услуг которого попытались отказаться. Но компания освобождать территорию не спешит.

Договор аренды земельного участка с этой фирмой действует до 1 сентября 2016 года. Впрочем, даже если бы она съехала уже завтра, не факт, что это что-то бы изменило. Более или менее полная концепция реконструкции Апраксина двора, насколько известно, так и не была представлена городом.

Относительно успешный инвестиционный проект, которым занимаются в комитете, – строительство общественно-делового комплекса «Невская ратуша». По задумке, в одно из его зданий в Дегтярном переулке с большой стеклянной крышей-«тарелкой» должны были въехать комитеты Смольного. Но они пока этого делать не спешат. По последней информации, только к концу нынешнего года отдельные службы городской администрации начнут переезд в возведенное для них здание. Любопытно, что комитет по предпринимательству, который как раз сейчас решил сменить место «прописки» из-за тесноты, переезжает не в саму «Ратушу», а в историческое здание по соседству с ней.

Среди резонансных проектов, которые также реализуются более или менее успешно, стоит отметить инициативу по созданию города-спутника под Пушкином, известного под названием Южный. Активисты пытались противостоять проекту, доказывая незаконность застройки Кондакопшинского болота, но проиграли дело в суде. Инвестор (компания «Старт девелопмент») сообщил о готовности начать строительство летом 2015 года.

Также постепенно продвигается еще один признанный стратегическим градостроительный проект – создание намыва к западу от Васильевского острова. Цель, как было заявлено, – «формирование в центральной части Петербурга среды высокого градостроительного и архитектурно-художественного качества». Правда, на деле формируется, скорее, типовая застройка в духе «спальных» районов. Пока возведен только один дом, к которому долго не могли подвести коммуникации.

Мы попросили комитет по инвестициям ответить на вопрос, что его специалисты считают своим главным достижением.

Среди успешно реализованных инвестиционных проектов в комитете отметили строительство нового терминала аэропорта «Пулково», появление в Петербурге платной дороги – ЗСД, создание автомобильного кластера иностранных производителей (Nissan, Toyota, GM), стройку «Балтийской жемчужины» (реализованную, отметим, в гораздо меньших масштабах, чем планировалось) и введение в строй испытательного комплекса концерна «Алмаз-Антей».

Кроме того, в комитете отметили инвестиционную стратегию Петербурга до 2030 года, создание различных преференций для инвесторов, а также Совета по инвестициям при губернаторе.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 041 (5414) от 11.03.2015.


Комментарии