По зову природы. В Музее-усадьбе Николая Рериха готовится уникальная реставрация

В Музее-усадьбе Николая Рериха в селе Извара состоялось представление проекта «Для чего форели башня», посвященного предстоящей реставрации редкого памятника архитектуры на территории усадебного комплекса. Будущую функцию Форелевой башни музейщикам и специалистам по сохранению культурного наследия еще предстоит найти.

По зову природы. В Музее-усадьбе Николая Рериха готовится уникальная реставрация | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

С Форелевой башней наши читатели знакомы по репортажу о летнем культурно-экологическом фестивале в Изваре, посвященном 150‑летию со дня рождения Николая Рериха («СПб ведомости» от 2.07.2024). Тогда посетители усадьбы видели башню только снаружи, теперь, когда позади первые противоаварийные работы, осмотреть ее можно было и изнутри. Как рассказал нашей газете Никита Барабанщиков, реставратор, руководитель компании-подрядчика, была укреплена деревянная лестница, благодаря чему небольшие группы (до пяти человек) поднимаются на второй и третий этажи, а также на чердак.

Но, прежде чем войти внутрь, Барабанщиков обратил внимание на окно первого этажа, забранное старинной кованой чугунной решеткой. Возможно, ровесницей башни, построенной в начале ХХ века предпринимателем Александром Верландером (1848 – 1911) для разведения мальков форели. «Под башней бьет ключ, и на первом этаже на высоту несколько десятков сантиметров стояла вода при постоянной температуре плюс 4 градуса, это был естественный холодильник», — рассказывает Барабанщиков. На мой вопрос об устойчивости здания он пояснил, что сначала были уложены плиты из известняка, а на них устроен ленточный фундамент из камня, который не боится влаги. Сейчас для проведения обследования фундамента вода сбрасывается в речку Изварку.

Заходим в башню. Реставратор показывает место, где были печи, и прочную без вывалов кладку из камней на известковом раст­воре. На втором этаже — бетонное перекрытие «системы Монье», в начале ХХ века это была самая прогрессивная строительная технология. На уровне третьего этажа башня выложена целиком из кирпича, на одном видна трещина шириной примерно 2 см. Здание ни разу не реставрировалось, а грунт под ним слабый и его подвижки неизбежны. Чердак едва ли не самое интересное помещение башни. Там находится два бетонных резервуара для воды, каждый объемом примерно 8 кубов. Кровля — советского времени, но часть элементов подлинная.

Башня не эксплуатируется около пятидесяти лет. По мнению реставратора, ее спасло то, что местный колхоз, владевший территорией усадьбы, не прокладывал внутри коммуникаций: стены за исключением трещин в приличном состоянии. Но еще предстоят подробные обследования и дальнейшие противоаварийные работы, их планируют закончить в этом году.

Форелевый дом2_Пр.jpg
ФОТО АВТОРА


О том, что будет дальше, рассказала Леся Колесникова, руководитель Музейного агентства Ленинградской области. В 2025 году должен быть разработан и согласован проект реставрации башни. На обследование, консервацию и проектирование получены 6,5 млн руб­лей из внебюджетных источников, в 2026 году можно рассчитывать на выделение средств из областного бюджета на сами реставрационные работы. Пока же агентство готовит техническое задание на проектирование музейной экспозиции. Идей много, но не меньше и ограничений. В начале ХХ века башня выполняла пять функций: там находились водонапорная и электрическая станции, ферма для разведения форели и лаборатория для хранения эмбрионов рыб, а также холодильник для хранения свежего молока местной фермы. И все это в пространстве общей площадью порядка 300 кв. метров.

Сложности предстоящим работам прибавляет еще и то, что башня находится на особо охраняемой природной территории. Поэтому ничего, кроме электричества, в башне не будет, она может работать только в теплое время года. Музейное агентство готово выслушать предложения коллег о приспособлении Форелевой башни, предлагая взять за исходную точку создание просветительского центра, воспитывающего доброе отношение к природе. Как заметил как‑то Николай Рерих: «Все нас гонит в природу: и духовное сознание, и эстетические требования, и тело наше».

Читайте также: 

К фонтану не ходить. Когда закончатся ремонтные работы в сквере на Невском проспекте

В Аничковом дворце началась реставрация интерьеров Большой столовой



#реставрация #здание #наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (7737) от 29.08.2024 под заголовком «По зову природы».


Комментарии