По пути к погосту. Что появится на территории бывшего Митрофаньевского кладбища?
Территорию бывшего Митрофаньевского кладбища постепенно очищают от арендаторов. В будущем здесь должны разбить мемориальный парк — такое назначение у этой территории в петербургском генплане. Впрочем, над задумкой нависла угроза: комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) пытается вернуться к идее строительства здесь автомагистрали.
ФОТО АВТОРА
Митрофаньевское кладбище в свое время было одним из крупнейших в Петербурге и занимало обе стороны Митрофаньевского шоссе от изгиба у дома 10 до Старообрядческой улицы. За сто лет с момента создания в 1831 году и до закрытия здесь нашли свое упокоение около 400 тыс. человек. Кладбище представляло собой пейзажный парк с лесными и луговыми участками. Облик создавали и здания: вдоль шоссе построили комплекс домов причта и церковно-приходской школы.
Решение о закрытии Митрофаньевского кладбища для новых захоронений было принято в 1927 году. Три храма — Митрофаньевский собор, Спасская и Свято-Духовская церкви — были снесены, в остальном облик территории не менялся несколько десятилетий. После войны кладбище трансформировалось в барахолку. Люди жили бедно и были вынуждены продавать свои вещи, чтобы не голодать, так что власти одобрили появление барахолки. Более того, для удобства посещавших ее поверх могил положили асфальт — по одной из версий, это он до сих пор лежит на юго-восточном углу Малой Митрофаньевской улицы и Митрофаньевского шоссе.
Позднее, в 1960‑х, кладбище отдали под складские объекты. Поскольку прежде местность была заболоченной, уровень земли пришлось поднять за счет нового грунта, в котором оказались погребены некоторые памятники. Не случайно в ходе земляных работ и сегодня периодически обнаруживают надгробия. На Малой Митрофаньевской улице, 9, создана небольшая мемориальная зона, где собраны откопанные памятники.
С советских времен прямо через территорию кладбища планировалось проложить дорогу. Она должна была стать продолжением Измайловского проспекта и соединить его с Новоизмайловским. Однако к работам все никак не приступали, но и не отказывались от этих планов: магистраль переходила из одного генплана Ленинграда — Петербурга в другой.
Все изменилось в 2014 году, когда по результатам проведенной историко-культурной экспертизы территория Митрофаньевского кладбища была признана памятником, а значит, какое‑либо новое строительство (что зданий, что дорог) здесь стало запрещено. Можно лишь возрождать утраченные объекты, в том числе храмы. В итоге под напором общественности было решено отказаться от идеи прокладки дороги, оговоренной в генплане, — а именно участка от Малой Митрофаньевской улицы до проектного продолжения Ташкентской улицы.
За те без малого десять лет, как бывшее кладбище взято под охрану, эта территория заметно изменилась. Город целенаправленно расторгает договоры аренды, а затем освобождает участки от складских и прочих нежилых построек. Одно из таких пятен доступно для прогулок между Митрофаньевским шоссе и Балтийской железной дорогой — западнее перекрестка с Малой Митрофаньевской улицей. Появилась, в частности, возможность подойти и осмотреть со всех сторон единственный сохранившийся склеп (на фото) — большое железобетонное сооружение начала XX века, которое прежде венчал купол, ранее увидеть можно было только из окна электрички.
Церковный историк Илья Попов, генеральный секретарь Национального научного комитета по историческим некрополям ИКОМОС, Россия, провел для корреспондента «Санкт-Петербургских ведомостей» экскурсию по местам погребений. По его словам, освобождено уже несколько десятков гектаров, однако свалилась новая напасть — территория никак не огорожена и ночами недобросовестные предприниматели повадились свозить сюда мусор. «После сноса построек необходимо ограждать эти участки, чтобы на них нельзя было заезжать машинам. Тем более что такая решетка стоит вокруг места Митрофаньевского храма, куда пешеходы попасть могут, а транспорт — нет», — предлагает Попов. В этом году, как он рассказал, судьбе Митрофаньевского кладбища было посвящено два совещания с чиновниками профильных ведомств Смольного, в частности, комитета по благоустройству и районных администраций. Рассматривается идея постепенного создания парка на этом месте, проект разработан активистами, которые предлагают восстановить основные кладбищенские дорожки. Вполне возможно поэтапно благоустраивать территорию — тех участков, которые уже свободны. А зеленые зоны здесь нужны еще и потому, что рядом возник крупный жилой микрорайон.
Между тем летом пришла неожиданная новость из комитета по градостроительству и архитектуре. В этом ведомстве состоялась встреча с представителями Покровской старообрядческой общины, которые предложили воссоздать некогда главный старообрядческий храм Петербурга — Покровский собор. Он стоял восточнее Громовского кладбища и был виден с Вознесенского проспекта за Варшавским вокзалом. Однако чиновники неожиданно выступили против, поскольку прямо по месту храма должна пройти автодорога. «Неужели КГА вновь хочет вернуться к идее пробивки продолжения Измайловского проспекта?» — удивились участники встречи. Оказывается, в новом генплане Петербурга — проект уже подготовлен — «предусмотрено строительство продолжения Новоизмайловского проспекта от Благодатной улицы до Обводного канала со сроком реализации 2040 год», как заявили в комитете по градостроительству и архитектуре.
Илья Попов крайне удивился этой новости, поскольку закон об объектах культурного наследия запрещает строительство дорог. В свое время проблема обсуждалась на уровне Смольного на специальной встрече, где одни предлагали построить эстакаду, другие — тоннель, но оба варианта не прошли. Опоры эстакады оказались бы на могилах, а тоннель уж слишком дорого обошелся бы. Какую инновационную мысль нашли те, кто продвигает дорогу сейчас, выяснить не удалось.
Между тем старообрядцы не теряют оптимизма. Сейчас по их заказу ведутся археологические раскопки на месте Покровского собора, уже найдены участки фундамента.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (7494) от 05.09.2023 под заголовком «По пути к погосту».
Комментарии