По Кольцевой - через весь город. Как будет развиваться метро Петербурга

В начале октября петербургская подземка пополнилась тремя станциями. Наблюдательные пассажиры заметили, что при этом на новых схемах метро, вывешенных в вагонах, не стали обозначать строящиеся и проектируемые участки. Некоторые горожане даже встревожились: неужели у нашего метрополитена больше нет перспектив?

По Кольцевой - через весь город. Как будет развиваться метро Петербурга | Михаил Иванович Глинка на Театральной с нетерпением ждет поезда метро... ФОТО Марии ШЕРИХ

Михаил Иванович Глинка на Театральной с нетерпением ждет поезда метро... ФОТО Марии ШЕРИХ

Вначале предлагаю вспомнить, как расширялся метрополитен в течение последних пяти лет. В 2015 году открылся второй выход со «Спортивной» на Васильевский остров, а в 2018-м 3-ю линию продолжили от «Приморской» до «Беговой» с промежуточной «Новокрестовской». Итого с учетом октябрьских «Проспекта Славы», «Дунайской» и «Шушар» подземка пополнилась пятью новыми станциями, то есть в среднем ежегодно Петербург получает по одному метровокзалу.

Эти темпы, скорее всего, сохранятся. Как рассказали в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), следующий пуск ожидается в 2022 году, и это три станции - «Горный институт», «Путиловская» и «Юго-Западная». Сейчас на них ведутся строительные работы.

«Горный институт» расположится на 4-й, Лахтинско-Правобережной, линии после «Спасской». Перронный зал будет пилонным. По задумке архитекторов, в оформлении «будет воплощена идея Доменико Трезини о превращении Васильевского острова во вторую Венецию с параллельными каналами вместо улиц». Под сводами в боковых и центральном нефах установят решетки в виде примыкающих друг к другу овалов. Они явно должны отсылать к решеткам набережных. Проходы к перронам тоже имеют «водное» оформление и напоминают старинные каменные мосты.

У «Горного института» запланировано два выхода в город. Один - на углу Большого проспекта и Косой линии, другой - в районе перекрестка 22 - 23-й линий и Масляного канала возле собственно Горного института. В 2022 году обещают открыть только первый выход.

Кстати, много обсуждений было посвящено выбору названия станции. В рабочей документации она именуется «Большим проспектом», однако этот вариант Топонимическая комиссия забраковала из-за наличия Большого проспекта на Петроградской стороне. Неудачным признали и «Косую линию» из-за ожидаемого повтора (станция «Косая линия» 4-й линии). Но почему не «Горный университет»? А потому, что этот вуз периодически меняет свое название: до 2011 года был Горным институтом, затем - Горным университетом, а с 2012-го - и вовсе национальным минерально-сырьевым университетом «Горный». Но как памятник архитектуры его основное здание на набережной Лейтенанта Шмидта продолжает называться Горным институтом.

Как полагает КРТИ, «Горный институт» станет самой востребованной станцией на всей 4-й линии и обгонит даже «Улицу Дыбенко» (куда везут жителей Кудрова) и «Ладожскую» (где находится Ладожский вокзал): «Максимальный суточный пассажирооборот будет достигать 97 тыс. человек».

Между «Спасской» и «Горным институтом» задумана промежуточная станция «Театральная». Но открывать ее в 2022 году не станут - это произойдет не раньше 2024-го. «Театральная» тоже будет пилонной. Внутреннее убранство напомнит «интерьеры театральных подмостков», говорят в КРТИ: «Арочные конструкции на платформе похожи на распахнутые театральные кулисы, на стенах изображены силуэты танцующих артистов балета, в дизайне подвесных люстр гармонично сочетаются стили классицизм и модерн». Станции тоже обещают два выхода: один на Театральной площади возле улицы Декабристов, другой на месте дома быта на углу с Лермонтовским проспектом, но открыть пока собираются только первый.

Две другие станции, анонсируемые на 2022 год, будут составлять целую линию - 6-ю, Красносельско-Калининскую. И в этом она будет уникальной - самой короткой в стране.

Попадать на нее из ныне существующей подземки можно будет только через «Кировский завод». С него сделают пересадку на «Путиловскую». Перронный зал «Путиловской» будет поделен на три нефа рядами колонн, чередующихся простенками. «Архитектурное оформление связано с названием станции. Тема старого Путиловского завода прослеживается в геометрии колонн и форме люстр. В зоне проходов на платформы между колонн расположен замковый камень из мрамора со светильником, направленным вниз. Эти световые короба, находящиеся между колонн, символизируют заводские горны», - описывают облик в КРТИ.

Наземный вестибюль будет построен на улице Васи Алексеева. Ради его появления уничтожили красивый лиственный сквер, посаженный жителями Автова еще в советское время. Старожилы вспоминают, что руководствовались идеями экологии: хотели закрыть свой жилой дом от вредного воздействия Кировского завода. Когда уже в наши дни дело дошло до порубок, автовцы стали протестовать и настаивать на другом участке - на противоположной стороне улицы. Там на тот момент была брошенной стройплощадка торгового центра. В итоге городские чиновники решили иначе: сквер отдали под топор, а недострой продали с торгов коммерческой структуре под спортивный комплекс.

Сам вестибюль получит мощный навес, который будет опираться на спаренные колонны, квадратные в плане. Вероятно, это отсылка к соседнему вестибюлю станции «Кировский завод», выполненному как Парфенон с колоннами по всему периметру.

1Юго-западная22.jpg

Уехав с «Путиловской», поезд будет сразу прибывать на конечную «Юго-Западную». На поверхности она будет построена на месте бывшей части парковки гипермаркета «О,Кей» на углу проспекта Маршала Жукова и улицы Маршала Казакова - внизу шестиэтажного административно-бытового здания. Изначально станцию хотели назвать «Казаковской» (по тому же принципу наименованы, например, «Маяковская», «Горьковская» и «Достоевская»), но вмешалась Топонимическая комиссия. Ей показалось более логичным подчеркнуть название микрорайона - Юго-Запад, причем даже несмотря на то что в границах Юго-Запада запланированы еще три станции.

Тем не менее проектировщики решили не отказываться от посвящения архитектурного оформления маршалу артиллерии Василию Казакову. «Образ будет отражен в отделке станции. Под сводом между полуарками центрального зала размещены светильники в виде звезд, состоящих из металлических каркасов и стекла с зеркальным напылением. Вдоль всей станции проходит металлический массивный карниз, напоминающий георгиевскую ленточку», - отмечают в КРТИ.

Называть года открытия последующих станций вряд ли имеет большой смысл, если даже срок открытия участка от «Международной» до «Шушар» переносили не меньше девяти раз. Поэтому охарактеризуем сроки более обтекаемыми фразами.

В ближней перспективе находятся станции «Кудрово» (следующая после «Улицы Дыбенко») на 4-й линии, «Богатырская» и «Шуваловский проспект» (после «Беговой») на 3-й линии, «Шуваловский проспект» (после «Комендантского проспекта») на 5-й линии, а также вторые выходы с «Василеостровской», «Приморской» и «Балтийской».

На следующем этапе ожидается масштабное увеличение 6-й линии. В одном направлении она прирастет четырьмя станциями после «Юго-Западной»: «Брестской», «Улицей Доблести», «Петергофским шоссе» и «Сосновой Поляной». В другом обзаведется еще четырьмя после «Путиловской»: «Броневой», «Заставской» (переход на «Московские ворота»), «Боровой» и «Каретной» (переход на «Обводный канал»). К тому же этапу отнесены две станции 1-й линии после «Проспекта Ветеранов», а именно - «Александрино» и «Проспект Маршала Жукова».

В чуть более далекой перспективе в городе может появиться 7-я линия - Кольцевая. На первых порах она включит участок со станциями «Горный институт» (переход на 4-ю линию), «Василеостровская» (переход на 3-ю линию), «Спортивная» (переход на 5-ю линию), «Петроградская» (переход на 2-ю линию), «Кантемировская» и «Лесная» (переход на 1-ю линию).

Наконец, самый малопредсказуемый этап, по которому сейчас тем не менее разрабатываются проекты планировки территорий с целью в том числе бронирования мест под выходы, включает удлинение двух линий. 4-я после «Горного института» включит «Гавань» и «Морской фасад», а 6-я после «Каретной» получит «Знаменскую» (переход на «Площадь Восстания» и «Маяковскую»), «Суворовскую», «Смольный» и «Полюстровский проспект».

Справедливости ради замечу, что отраслевая схема развития метрополитена на этом не заканчивается. На ней нарисованы станции в Юнтолове, Большой Каменке, Осиновой Роще, Ручьях, на Пороховых и Гутуевском острове. Но их мы отнесем совсем уж к фантазийным.

#транспорт #строительство метро #Петербургский метрополитен

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (6547) от 16.10.2019 под заголовком «Куда побегут поезда».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.