По Кольцевой - через весь город. Как будет развиваться метро Петербурга

В начале октября петербургская подземка пополнилась тремя станциями. Наблюдательные пассажиры заметили, что при этом на новых схемах метро, вывешенных в вагонах, не стали обозначать строящиеся и проектируемые участки. Некоторые горожане даже встревожились: неужели у нашего метрополитена больше нет перспектив?

По Кольцевой - через весь город. Как будет развиваться метро Петербурга | Михаил Иванович Глинка на Театральной с нетерпением ждет поезда метро... ФОТО Марии ШЕРИХ

Михаил Иванович Глинка на Театральной с нетерпением ждет поезда метро... ФОТО Марии ШЕРИХ

Вначале предлагаю вспомнить, как расширялся метрополитен в течение последних пяти лет. В 2015 году открылся второй выход со «Спортивной» на Васильевский остров, а в 2018-м 3-ю линию продолжили от «Приморской» до «Беговой» с промежуточной «Новокрестовской». Итого с учетом октябрьских «Проспекта Славы», «Дунайской» и «Шушар» подземка пополнилась пятью новыми станциями, то есть в среднем ежегодно Петербург получает по одному метровокзалу.

Эти темпы, скорее всего, сохранятся. Как рассказали в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), следующий пуск ожидается в 2022 году, и это три станции - «Горный институт», «Путиловская» и «Юго-Западная». Сейчас на них ведутся строительные работы.

«Горный институт» расположится на 4-й, Лахтинско-Правобережной, линии после «Спасской». Перронный зал будет пилонным. По задумке архитекторов, в оформлении «будет воплощена идея Доменико Трезини о превращении Васильевского острова во вторую Венецию с параллельными каналами вместо улиц». Под сводами в боковых и центральном нефах установят решетки в виде примыкающих друг к другу овалов. Они явно должны отсылать к решеткам набережных. Проходы к перронам тоже имеют «водное» оформление и напоминают старинные каменные мосты.

У «Горного института» запланировано два выхода в город. Один - на углу Большого проспекта и Косой линии, другой - в районе перекрестка 22 - 23-й линий и Масляного канала возле собственно Горного института. В 2022 году обещают открыть только первый выход.

Кстати, много обсуждений было посвящено выбору названия станции. В рабочей документации она именуется «Большим проспектом», однако этот вариант Топонимическая комиссия забраковала из-за наличия Большого проспекта на Петроградской стороне. Неудачным признали и «Косую линию» из-за ожидаемого повтора (станция «Косая линия» 4-й линии). Но почему не «Горный университет»? А потому, что этот вуз периодически меняет свое название: до 2011 года был Горным институтом, затем - Горным университетом, а с 2012-го - и вовсе национальным минерально-сырьевым университетом «Горный». Но как памятник архитектуры его основное здание на набережной Лейтенанта Шмидта продолжает называться Горным институтом.

Как полагает КРТИ, «Горный институт» станет самой востребованной станцией на всей 4-й линии и обгонит даже «Улицу Дыбенко» (куда везут жителей Кудрова) и «Ладожскую» (где находится Ладожский вокзал): «Максимальный суточный пассажирооборот будет достигать 97 тыс. человек».

Между «Спасской» и «Горным институтом» задумана промежуточная станция «Театральная». Но открывать ее в 2022 году не станут - это произойдет не раньше 2024-го. «Театральная» тоже будет пилонной. Внутреннее убранство напомнит «интерьеры театральных подмостков», говорят в КРТИ: «Арочные конструкции на платформе похожи на распахнутые театральные кулисы, на стенах изображены силуэты танцующих артистов балета, в дизайне подвесных люстр гармонично сочетаются стили классицизм и модерн». Станции тоже обещают два выхода: один на Театральной площади возле улицы Декабристов, другой на месте дома быта на углу с Лермонтовским проспектом, но открыть пока собираются только первый.

Две другие станции, анонсируемые на 2022 год, будут составлять целую линию - 6-ю, Красносельско-Калининскую. И в этом она будет уникальной - самой короткой в стране.

Попадать на нее из ныне существующей подземки можно будет только через «Кировский завод». С него сделают пересадку на «Путиловскую». Перронный зал «Путиловской» будет поделен на три нефа рядами колонн, чередующихся простенками. «Архитектурное оформление связано с названием станции. Тема старого Путиловского завода прослеживается в геометрии колонн и форме люстр. В зоне проходов на платформы между колонн расположен замковый камень из мрамора со светильником, направленным вниз. Эти световые короба, находящиеся между колонн, символизируют заводские горны», - описывают облик в КРТИ.

Наземный вестибюль будет построен на улице Васи Алексеева. Ради его появления уничтожили красивый лиственный сквер, посаженный жителями Автова еще в советское время. Старожилы вспоминают, что руководствовались идеями экологии: хотели закрыть свой жилой дом от вредного воздействия Кировского завода. Когда уже в наши дни дело дошло до порубок, автовцы стали протестовать и настаивать на другом участке - на противоположной стороне улицы. Там на тот момент была брошенной стройплощадка торгового центра. В итоге городские чиновники решили иначе: сквер отдали под топор, а недострой продали с торгов коммерческой структуре под спортивный комплекс.

Сам вестибюль получит мощный навес, который будет опираться на спаренные колонны, квадратные в плане. Вероятно, это отсылка к соседнему вестибюлю станции «Кировский завод», выполненному как Парфенон с колоннами по всему периметру.

1Юго-западная22.jpg

Уехав с «Путиловской», поезд будет сразу прибывать на конечную «Юго-Западную». На поверхности она будет построена на месте бывшей части парковки гипермаркета «О,Кей» на углу проспекта Маршала Жукова и улицы Маршала Казакова - внизу шестиэтажного административно-бытового здания. Изначально станцию хотели назвать «Казаковской» (по тому же принципу наименованы, например, «Маяковская», «Горьковская» и «Достоевская»), но вмешалась Топонимическая комиссия. Ей показалось более логичным подчеркнуть название микрорайона - Юго-Запад, причем даже несмотря на то что в границах Юго-Запада запланированы еще три станции.

Тем не менее проектировщики решили не отказываться от посвящения архитектурного оформления маршалу артиллерии Василию Казакову. «Образ будет отражен в отделке станции. Под сводом между полуарками центрального зала размещены светильники в виде звезд, состоящих из металлических каркасов и стекла с зеркальным напылением. Вдоль всей станции проходит металлический массивный карниз, напоминающий георгиевскую ленточку», - отмечают в КРТИ.

Называть года открытия последующих станций вряд ли имеет большой смысл, если даже срок открытия участка от «Международной» до «Шушар» переносили не меньше девяти раз. Поэтому охарактеризуем сроки более обтекаемыми фразами.

В ближней перспективе находятся станции «Кудрово» (следующая после «Улицы Дыбенко») на 4-й линии, «Богатырская» и «Шуваловский проспект» (после «Беговой») на 3-й линии, «Шуваловский проспект» (после «Комендантского проспекта») на 5-й линии, а также вторые выходы с «Василеостровской», «Приморской» и «Балтийской».

На следующем этапе ожидается масштабное увеличение 6-й линии. В одном направлении она прирастет четырьмя станциями после «Юго-Западной»: «Брестской», «Улицей Доблести», «Петергофским шоссе» и «Сосновой Поляной». В другом обзаведется еще четырьмя после «Путиловской»: «Броневой», «Заставской» (переход на «Московские ворота»), «Боровой» и «Каретной» (переход на «Обводный канал»). К тому же этапу отнесены две станции 1-й линии после «Проспекта Ветеранов», а именно - «Александрино» и «Проспект Маршала Жукова».

В чуть более далекой перспективе в городе может появиться 7-я линия - Кольцевая. На первых порах она включит участок со станциями «Горный институт» (переход на 4-ю линию), «Василеостровская» (переход на 3-ю линию), «Спортивная» (переход на 5-ю линию), «Петроградская» (переход на 2-ю линию), «Кантемировская» и «Лесная» (переход на 1-ю линию).

Наконец, самый малопредсказуемый этап, по которому сейчас тем не менее разрабатываются проекты планировки территорий с целью в том числе бронирования мест под выходы, включает удлинение двух линий. 4-я после «Горного института» включит «Гавань» и «Морской фасад», а 6-я после «Каретной» получит «Знаменскую» (переход на «Площадь Восстания» и «Маяковскую»), «Суворовскую», «Смольный» и «Полюстровский проспект».

Справедливости ради замечу, что отраслевая схема развития метрополитена на этом не заканчивается. На ней нарисованы станции в Юнтолове, Большой Каменке, Осиновой Роще, Ручьях, на Пороховых и Гутуевском острове. Но их мы отнесем совсем уж к фантазийным.

#транспорт #строительство метро #Петербургский метрополитен

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (6547) от 16.10.2019 под заголовком «Куда побегут поезда».


Комментарии