По городу на автобусе. Как в Петербурге стартовала транспортная реформа
Со старта первого этапа транспортной реформы прошло всего четыре дня (из них два выходных), но и они многое показали. Из хорошего: по улицам города поехали новые автобусы — яркие, красивые, удобные, бездымные. Счастливы жители Счастливой ул.: раньше под их окнами рычали дизельные машины, нещадно загазовывая атмосферу, теперь едут современные на газе — с почти нулевыми выбросами. «Ну неужели на 25‑й маршрут наконец‑то вышли новые машины!» — восхищаются петербуржцы в соцсетях. Впрочем, в местных «транспортных» пабликах оказалось и немало критических откликов…
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Идите в Сети
Итак, что мы имеем на сегодня.
Закрылись три старых социальных и 33 коммерческих маршрута в разных районах города, причем десять из них переформатированы в социальные с полным сохранением трассы. (Заметим: первый этап ликвидировал совсем небольшую часть направлений маршруток — ведь всего в городе их до сих пор насчитывалось 222.) Вместо отмененных коммерческих открыты 24 новых социальных маршрута, возобновилось движение еще по трем и изменились трассы 19 автобусов.
И уже такие, в общем‑то, не самые значительные перемены вызвали переполох в пассажирской среде. Многие остановки 1 апреля гудели как ульи: люди делились друг с другом информацией, почерпнутой от соседей и знакомых, пытаясь разобраться, на какой остановке им искать нужный транспорт и по каким улицам теперь пойдут автобусы. Потому что ничего другого, кроме афишки, сообщающей, что такая‑то маршрутка с такого‑то числа будет заменена на такой‑то автобус, на их остановке не было. Изменения сети не внесены ни на привычные информационные знаки остановок (ИЗО), ни на консоли, стойки и пилоны (это те самые черные стелы, сильно смахивающие на надгробия, с абсолютно не читаемой картой).
Информационные таблички на остановках будут менять, заверили чиновники. На это выделено почти 400 млн рублей. Только вот странность: согласно конкурсной документации, подрядчик будет выполнять работы в течение трех лет и полностью закончит лишь в 2024‑м… А маршруты начали меняться с 1 апреля 2022‑го.
Странности с информированием замечены и в салонах новых автобусов, поехавших по новым маршрутам. Вот что пишут сами водители после первого дня работы:
«Плаката-схемы маршрута в автобусе нет, чудесная-прекрасная «Транстелематика» (салонный монитор) только желает приятной поездки и хорошего дня, боковое табло показывает все следующие остановки с черепашьей скоростью, что делает его КПД равным ноль целых ноль десятых».
«Комтранс и «Организатор перевозок» очень непредусмотрительно поступили, что кроме табличек о заменяемых и усиливающихся маршрутах не установили ИЗО, хотя бы на новых остановках и где большой приток пассажиров. Электронный монитор штука, конечно, хорошая. Но, как показывает практика, нашему народу еще нужны и доски с более подробным маршрутом (бегущая строка не спасает)».
«По 162‑му маршруту на всех остановках висит старое расписание! В нем никакого № 162 в это время вообще не предусмотрено. Так что многие и не знают об изменениях».
Как ориентироваться людям? Где искать свой автобус? Как узнать расписание? Чиновники сделали ставку на интернет-информирование, советуя знакомиться с новой моделью транспортного обслуживания на сайте «Организатора перевозок» или отсылая к Яндекс или отсылая к Яндекс.Картам.
— Все автобусы видны на Яндекс.Картах, на 2ГИС — кто чем привык пользоваться, — пояснил в ходе первоапрельского брифинга глава комтранса Кирилл Поляков. — С их помощью можно спрогнозировать и время прибытия нужного автобуса на остановку.
Но это под силу молодым, активным и достаточно продвинутым пассажирам, вооруженным смартфонами и прочими гаджетами. А как быть пожилым с кнопочными телефонами и не имеющим дома компьютера?
Все не так сложно?
Опасения журналистов насчет того, что не все водители, вышедшие на маршруты с 1 апреля, будут хорошо знать свои трассы, Кирилл Поляков постарался развеять.
«Аукционы на выполнение транспортной работы были разыграны еще в прошлом году. На маршруты приходят существовавшие раньше коммерческие перевозчики Петербурга — Третий парк, «Питеравто». А это практически 80 % всей транспортной работы коммерческих перевозчиков, которые теперь работают по новой модели. Еще 20 % — за новым перевозчиком «Домтрансавто», который впервые выехал на свои маршруты. Но их водители уже работали в Петербурге, только на других транспортных средствах. Их просто переобучили с «Газелей» на большие автобусы».
— Мы активно готовились к этому дню, проводили стажировки, — подтверждает представитель Третьего парка. — Водители преимущественно наши, прежде работавшие в Петербурге. Но набор продолжается. Переобучаем их с категории BC на D. За свой счет переобучаем, гарантируя трудоустройство.
Примерно о том же рассказывает и Евгений Старшинов, заместитель гендиректора по управлению проектами компании-новичка в Петербурге «Домтрансавто»:
— Все не так сложно, как может показаться на первый взгляд. У нас практически весь состав сотрудников — жители Петербурга. Транспортная реформа предполагала закрытие ряда коммерческих маршрутов и открытие социальных. Соответственно, часть кадров перемещалась из компании в компанию. Но готовить нам пришлось всех водителей — техника‑то газовая. Все автобусы мы закупили у Минского автозавода. Они прислали в Петербург целую бригаду учителей из учебного цеха, которые занимались с нашими водителями.
Сам Евгений — москвич. Он в целом не тревожится по поводу предстоящей работы его компании на новом месте:
— Ритм Петербурга в целом медленнее, и люди спокойнее, чем на дорогах Москвы. Для меня как для транспортника и как для водителя легкового автомобиля это отличает Петербург от столицы в лучшую сторону. Я думаю, что здесь мы не столкнемся с такой проблемой, что кто‑то из других участников движения не замечает наши автобусы (в Москве есть такая ситуация), — потому что они такого красивого и яркого лазурного цвета…
А вот отрывок пассажирских впечатлений из сети «BКонтакте», явно диссонирующий с оптимизмом руководства:
— Еду на 230‑м маршруте, водитель два раза повернул не туда, из‑за этого пропустил несколько остановок. В итоге вышел и начал спрашивать у пассажиров, куда ему ехать. Это треш…
— На 293‑м утром после «Пионерской» друг то же самое рассказал, видимо, фото блуждающего по дворам 293‑го — это продолжение той истории.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Успеть за 60 минут
С 1 апреля у петербуржцев появилась возможность в автобусе, трамвае или троллейбусе пользоваться пересадочным тарифом «60 минут», оплачивая поездку «Подорожником». Тариф замечательный: первая поездка за 40 рублей, вторая за десять, а дальше последующие поездки в пределах часа с момента первой оплаты бесплатные.
Как выяснилось, не все петербуржцы уяснили, что он работает только на социальном наземном транспорте. И если в течение этого часа вы расплатитесь тем же «Подорожником» в маршрутке, метро, электричке или пригородном автобусе Ленинградской области, «сессия» прервется и следующая поездка снова будет стоить 40 рублей. Если вам нужно включить в маршрут один из этих видов транспорта (а потом вернуться к тарифу «60 минут»), платите в нем запасным «Подорожником».
И еще история из паблика:
— Вместо 367‑й маршрутки — от Серебристого до Комиссара Смирнова — две пересадки. Обычно добиралась за 40 минут (с ожиданием), сегодня — 1 час 20 минут, это без пробок… 267‑й автобус, которым заменили маршрутку, по Королева не ходит. Дождалась троллейбус, доехала до Коломяжского. 20 минут ждала новый автобус, 25 минут до Выборгской, а дальше он не идет! Еще 20 минут ожидания 20‑го трамвая.
Это впечатления петербурженки, которая, по плану, должна была «перепрыгивать» с транспорта на транспорт, экономя время и деньги за счет пересадочного тарифа «60 минут». Она заранее составила маршрут, изучив все предстоящие перемещения по остановкам. Ей помешал один, если можно так выразиться, нюанс: схема работает, если автобусы-троллейбусы-трамваи ходят с интервалами 3 – 7 минут, а не 20 – 25.
Претензий к тому, как заработал этот тариф с первых дней реформы, немало:
— «60 минут» не сработал. Автобус № 14 плюс троллейбус № 31. Оба раза по 40 рублей списалось.
— Не работает на троллейбусах «60 минут»…
— Только по «Горэлектротрансу» и «Пассажиравтотрансу», похоже, работает корректно. В Третьем парке 50 на 50 попадал. В 251‑м вчера не сработал, в 230‑м сработал.
Как пояснил Кирилл Поляков, на 5 % подвижного состава ГЭТ действительно не успел «перепрошить» свои валидаторы, а потому тариф «60 минут» в первый день апреля поддерживался не на всем электротранспорте.
К валидаторам «Транстелематики» с начала апреля у горожан также появилось немало претензий:
— Непонятно, как в одном и том же автобусе часть новых валидаторов работает, а часть показывает красный крест как на проездной, так и на банковскую карту.
— Прямо сейчас в 185‑м девушка не смогла именной студенческой и картой «Мир» оплатить, а «Подорожник» проходит. Подошла к другому валидатору в салоне — оплата с первого раза прошла. Разные настройки-прошивки?
— По идее, если факт будет доказан, то город не оплатит рейсы этого автобуса. Тут ведь легко доказать — вряд ли никого в автобусе не было…
Новый штраф запаздывает
Напоминаем: 97 маршрутов с 1 апреля стали бескондукторными. «СберТройка» разработала для Петербурга первую в России билетную систему на базе QR-кодов. Достаточно приложить купленный заранее билет или смартфон с QR-кодом к терминалу в транспорте и отсканировать его. Важно: билет действует трое суток. Купить его можно в метро, в офисах «Организатора перевозок», в торговых точках (ОП заключил договоры с крупными сетями и магазинами у дома) и на онлайн-каналах, о которых обещают скоро рассказать.
— На пассажиронапряженных маршрутах государственных перевозчиков кондукторы останутся, — пояснил Кирилл Поляков. — Бескондукторная система введена на тех маршрутах, которые у нас обслуживают коммерческие перевозчики. Раньше в маршрутках их тоже не было — плату брали водители, теперь на заменивших их социальных автобусах они делать этого не будут.
С анонсированным увеличением штрафов за безбилетный проезд до 2,5 тыс. рублей вышла неувязка, которая наверняка порадует «забывчивых» пассажиров. Новый размер штрафа утвердить к старту реформы депутаты не успели, так что штраф по‑прежнему 500 рублей. Документ все еще находится на рассмотрении комиссии ЗакСа и согласовании с ИОГВ. Ожидается, что поправки в закон «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» будут рассмотрены в течение месяца и уже до летних каникул внедрены в практику.
Тем не менее «Организатор перевозок» нанял уже более сотни контролеров, в дальнейшем их станет больше. У каждого узнаваемая форма и видеорегистратор на груди — с таким не поспоришь. «В первые дни работы на новых бескондукторных маршрутах контролеры-ревизоры проводят исключительно разъяснительную работу и не составляют акты об административных правонарушениях», — сообщили в комитете по транспорту.
Готовы идти дальше?
«Наша инфраструктура полностью готова и ко второму, и к третьему этапам реформы, — утверждают в Третьем парке. — Автобусы (960 единиц) законтрактованы на 100 %, уже прибывают к нам. Мы закупили три марки — «НефАЗы», «МАЗы и «ЛиАЗы». Самое прекрасное в них то, что они новые. Кроме того, они доступны для маломобильных граждан, оборудованы всеми современными системами оплаты проезда, безопасности и полностью экологичны».
Насчет дальнейших поступлений и обслуживания новой техники в условиях западных санкций относительно спокоен и глава комтранса:
— Производства достаточно высоко локализованы по российским стандартам, и мы сейчас особых рисков по части закупки подвижного состава не видим, — пояснил Кирилл Поляков. — И производители говорят, что в целом они задачу и к первому этапу, и ко второму, и к третьему выполнят. На сегодня из 2,8 тыс. автобусов около тысячи уже прибыли в город, поставки продолжаются ежедневно. Ко второму этапу — июню — получим еще около полутысячи машин, еще чуть больше тысячи — к третьему. В июне будем лучше понимать, что происходит…
По словам Полякова, проблема не в санкциях как таковых (то есть не в отсутствии поставок запчастей), а в осложнении логистики:
— Комплектующие из Китая раньше шли морским путем. Санкции, которые были введены касательно мировых контейнерных перевозок, усложнили логистику и привели к некоторым задержкам поставок. Но поставщики не паникуют. Они только ставят вопросы перед Минпромторгом о сохранении программы субсидирования газомоторной техники (с учетом большого объема закупаемого городом подвижного состава, им это необходимо).
По словам главы транспортного комитета, доработка новой модели транспортного обслуживания будет продолжаться, ведь это не статичная структура:
— Исходя из предложений жителей, а также развития транспортной, жилой, социальной инфраструктуры, маршрутная сеть будет меняться и совершенствоваться.
Транспортная реформа продолжается...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 60 (7143) от 05.04.2022 под заголовком «Куда везет реформа».
Комментарии