По единым правилам: с началом осени изменится порядок размещения туристов
Практически все принимающие туристов объекты с 1 сентября обязаны пройти классификацию и получить официальную «звездность». И хотя законодательная новелла создает некоторые сложности для профильного бизнеса, для постояльцев это явное улучшение — появляются условия для перехода рынка средств размещения к полностью регулируемой модели с едиными требованиями по инфраструктуре, безопасности и уровню сервиса.

ФОТО Семена ЛИХОДЕЕВА/ТАСС
Суть перемен на недавно состоявшемся международном туристическом форуме «Путешествуй!» пояснил курирующий отрасль министр экономического развития России Максим Решетников. «Реформа должна создать равные условия для бизнеса и дать туристам по всей стране возможность выбора подходящих именно им мест отдыха, — сказал он. — Для объектов размещения главное — пройти процедуру в установленный законом срок».
Уточним. С осени в России вступают в силу нормы федерального закона, благодаря которому под контроль властей попадают и те объекты, которые ранее фактически «выпадали» из законодательного поля. Ведь закон особо подчеркивает, что к гостиницам, которые подлежат классификации (а значит, им тоже необходимо пройти всю процедуру оценки качества предоставляемого гостям сервиса), «могут относиться отели (городские, загородные, курортные и другие), мотели, ботели, апарт-отели, хостелы, пансионаты и иные аналогичные средства размещения». В том числе и модульные некапитальные типа глэмпингов. «Фактически речь идет о том, что «правила игры» для объектов, которые принимают туристов, станут одинаковы для всех — например, апарт-отели будут обязаны работать с гостями по тем же стандартам, что и классические гостиницы», — отмечают эксперты.
Хорошо ли это для гостей-туристов? По данным единого профильного реестра, на старте нынешнего года в Петербурге было зарегистрировано 1358 коллективных средств размещения примерно на 60 тыс. номеров, около 39 % из которых приходились на апартаменты. Кроме них размещение в Северной столице, согласно официальным данным, предлагают гостиницы уровня 3 – 5* (на их долю приходится примерно 40 % номеров), малые и объекты эконом-уровня (19 %), а также хостелы (около 2 %). До конца года ситуация если и изменится, то в пользу апарт-отелей: в 2025‑м в городе ожидается открытие двух классических гостиниц с совокупным фондом 1,1 тыс. номеров, тогда как апарт-отелей должно появиться около десятка — они смогут предложить гостям свыше 1,68 тыс. комнат. Вывод простой: к концу нынешнего года количество номеров в апартах по меньшей мере сравняется с аналогичным показателем в петербургских отелях уровня 3 – 5*. Если учесть, что в Северной столице в отличие от Москвы и других российских городов на сервисные апартаменты (те, в которых фактически предоставляют услуги, аналогичные гостиничным) приходится свыше двух третей всего фонда, оставить ситуацию прежней было бы неправильно. Просто потому, что классические гостиницы, уже обязанные проходить жесткое сито аккредитации и получения «звезд», оказываются в явном проигрыше из‑за необходимости соответствовать правилам — у апартаментов, глэмпингов и т. д. ранее такой необходимости не было.

Процедура, во время прохождения которой все средства размещения должны подать сведения о себе в специальный реестр Росаккредитации, по утверждению ее инициаторов, максимально проста. После подачи информации в реестр те, кто претендует на получение «звезд», привлекают экспертов, которые и подтверждают качество услуг. «Многие средства размещения первый этап уже прошли и могут продолжать работу, — отметил Максим Решетников. — Ждем, когда остальные адаптируются к новым правилам».
Правда, необходимость игры по единым для всех объектов размещения стандартам пока все же воспринимается с трудом. Из имеющихся в реестре Росаккредитации 24,5 тыс. объектов размещения заявились и прошли нужную процедуру пока немногим более 6 тысяч. А ведь до 1 сентября времени осталось не так уж и много. И хотя в Минэкономразвития заявляют, что сейчас ежедневно ее проходят не менее 150 объектов размещения, кто‑то до начала осени может и не успеть. А это самим объектам размещения выйдет боком: законодательная новелла вводит легальный запрет размещения информации о них на платформах бронирования, что автоматически приведет к спаду интереса со стороны туристов и потере уровня загрузки. Кроме того, в российском Кодексе об административных правонарушениях к осени появятся и нормы, предусматривающие ответственность за нарушение новых требований.
Чем хороша новация с точки зрения туристов и всех тех, кто пользуется услугами объектов размещения? Все просто: она должна гарантировать гостю тот уровень услуг, за который он готов заплатить. Ведь как бывает сейчас: с помощью Интернета вы, к примеру, бронируете номер в гостинице. И в Сети все супер — яркие картинки с шикарным интерьером. Отличный вид из окна. И полный набор услуг. А когда приезжаете на место, оказывается, что интерьер сильно отличается от картинки. Вид — на стройку. А качество услуг таково, что лучше бы их не было вовсе… Грядущие изменения предполагают, что благодаря необходимости прохождения классификации любой объект размещения в России, включая апарт-отели, мотели, хостелы, глэмпинги и пр., будет соответствовать точно описанным в документах стандартам. Включая не только наличие ресепшен и охраны, но и требования к персоналу, описание номера, уровень услуг и т. д. И если гостиница или мотель прошли процедуру и значатся в реестре Росаккредитации — они гарантируют вам качество сервиса. Во всяком случае смогли убедить в этом проверяющих экспертов, выдающих соответствующий документ.
Словом, все идет к тому, что рынок гостиничных услуг в России в целом и в Петербурге в частности становится все более цивилизованным. И, скорее всего, в результате новых изменений освободится от тех, кто не хочет работать в полном соответствии с общепринятыми нормами. Будет больше прозрачности и контроля, выше качество услуг и уровень конкуренции за клиента. И от этого рядовой потребитель, турист, только выиграет.
Читайте также:
Учить и переучивать. В Петербурге растёт спрос на специалистов в индустрии гостеприимства
Путешествия меняют приоритеты. Почему россияне стали бронировать туры заранее?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (7941) от 04.07.2025 под заголовком «По единым правилам».
Комментарии