Плотина

Дудергофка вытекает из Дудергофского озера и тут же разливается озером Долгим, затем превращается в озеро Безымянное. И только потом становится собственно рекой: узким потоком бежит по Красному Селу, по поселкам Горелово и Старо-Паново, петляет по городу, орошает Полежаевский парк и, наконец, теряется в водах Дудергофского канала.

Плотина | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Жизнь реки самым серьезным образом зависит от рукотворной плотины, построенной еще в начале XVIII века для нужд Красносельской бумажной мануфактуры. Собственно, благодаря этой плотине и родилось озеро Безымянное. Благодаря ей ныне поддерживается уровень воды в озерах, да и в самой Дудергофке.

В начале нынешнего года старая плотина была признана аварийной, мало-помалу начались ремонтные работы.

— Все не так просто. Плотина уже много лет находится в аварийном состоянии. Однако до прошлого года она числилась «бесхозяйным гидротехническим сооружением». Следовательно, ремонтировать ее было некому. Бюджетные деньги тоже не могли быть израсходованы на объект, не принадлежащий городу, — пояснил сотрудник городского комитета по природопользованию Денис Байдуков. — Потребовалось время, чтобы вопрос собственности был решен.

Как рассказал Денис Байдуков, лишь в 2015 году началась планомерная работа по переводу таких вот «бесхозяйных» (ничего не поделаешь, есть у чиновников такое слово. — Н. О.) объектов в собственность города. Разработали алгоритм процесса: сначала природоохранный комитет вместе с КИО (бывш. КУГИ) официально ставят гидротехническое сооружение на учет в качестве бесхозяйного. Если в течение определенного времени никто не заявляет о своих правах на этот объект, город идет в суд и по решению суда регистрирует его как городскую собственность. И только с этого момента можно начинать думать о ремонте и бюджетном финансировании...

— Если в 2015 году в списке бесхозяйных числились 50 объектов, то теперь всего 19, — рассказывает Денис Байдуков. — Планомерно ведется ремонт принятых на баланс объектов: по 1 — 2 в год. Больше пока не получается. Прежде всего работы начинаются на так называемых подпорных гидротехнических сооружениях. Это плотины, от которых в немалой степени зависит безопасность. Из наиболее значимых проектов, которые удалось реализовать за эти два года, — ремонт плотин Сестрорецкого, Ижорского разливов, Охтинского водохранилища. Теперь дошла очередь и до плотины бумажной фабрики... На ее ремонт выделено 54 миллиона рублей. Из них 10 миллионов мы смогли получить из федерального бюджета, выиграв соответствующий конкурс в рамках программы «Развитие водохозяйственного комплекса РФ».

Любой, кто был на пляже Безымянного озера, очевидно, обращал внимание на трубы и производственные строения на противоположном берегу. Это она — старинная бумажная мануфактура петровских времен. Сиречь: ОАО «Красногородская экспериментальная бумажная фабрика». Именно под нее стекает Безымянное озеро, когда его воды перехлестывают через плотину. Буквально — под здание фабричного цеха в тоннель-коллектор. Потом коллектор выходит на поверхность и в виде канала, облицованного бутовым камнем, следует по фабричной территории дальше, дотягивается до проходной и выходит из нее уже Дудергофкой. От плотины до проходной — около 270 метров.

Здесь можно снимать фильмы о разрухе и запустении: жалкие остатки асфальта, грязные лужи и каменное крошево под ногами, заросли бурьяна, ржавая колючая проволока, остатки каких-то сооружений и — каждый сантиметр фабричной земли сдан в аренду куче ООО, ИЧП и пр. и т. п. Кажется, последнее, что построено здесь, — это административно-производственный корпус о трех этажах с орденом Ленина на фасаде.

Немудрено, что гидротехническое сооружение, возведенное на фабрике и для фабрики, было признано бесхозяйным. Теперь же, когда город принял ответственность за объект на себя, он не только отремонтирует плотину и 270 метров коллектора, но и обязан будет в будущем следить за его состоянием: чистить решетку плотины и дно коллектора, контролировать ледовую обстановку зимой... В общем, эксплуатировать государственный объект, который проходит по негосударственному земельному участку. Да еще и отвечать за него перед Ростехнадзором.

Предприятию «Экострой», которое сейчас работает на плотине, предстоит не только отремонтировать запорное оборудование и укрепить стенки коллектора, но и сделать это в соответствии с рекомендациями КГИОП, который потребовал: во-первых, придерживаться исторического облика плотины (с ручным управлением подъемными механизмами), во-вторых, восстановить прежний вид кованой решетки на мостках. В общем-то, невелико требование. По подсчетам специалистов «Экостроя», оно удорожает работы примерно на 300 тысяч рублей. Но сам факт внезапной строгости на фоне общего удручающего состояния территории старинной мануфактуры, признаться, вызывает оторопь.

Как бы то ни было, уже произведено укрепление стенок «водобоя» — той самой камеры, куда падает вода, когда открывается плотина. Впереди — аналогичные работы на всем протяжении коллектора, чистка его дна, ремонт затворов и мостков. И пресловутые исторические чугунные ограждения.

Едва начавшись, ремонт уже стал причиной газетных (вернее, электронно-газетных) сплетен.

— Была распространена информация о том, что якобы из-за ремонта плотины происходит обмеление Безымянного озера — единственного водоема в городе, где разрешено купаться, — рассказывает Денис Байдуков. — Это случилось летом. С тех пор комитет и подрядная организация только и делают, что объясняют гражданам причины временного и незначительного понижения уровня воды. Это необходимо для нормального хода ремонта. Завершатся работы — и Безымянное озеро вернется в свои берега.

#фотофакт #Дудергофка

Комментарии