«ПлатФорма» ожидания

99 работ получили организаторы открытого международного конкурса «ПлатФорма» на проект остановки общественного транспорта для новых районов Петербурга. Лучшие представлены на выставке, которая открылась в фойе Новой сцены Александринского театра.

«ПлатФорма» ожидания | Проект остановки. Девиз «Ритмический подъем». ФОТО АВТОРА

Проект остановки. Девиз «Ритмический подъем». ФОТО АВТОРА

Активность молодых архитекторов стала неожиданностью для инициаторов конкурса - журнала «Проект Балтия» и одной крупной петербургской строительной компании. За полтора месяца проекты поступили из 10 российских городов и 20 стран четырех континентов, от Бразилии до Японии.

Эксперты включили в короткий список претендентов на победу 10 проектов (4 российских и 6 иностранных). На выставке они показаны на больших планшетах. Еще 30 работ, вошедших в длинный список, представлены на мониторе как видеопрезентации. На соседнем мониторе показываются архивные фотографии остановок, сделанные во времена СССР. В Пицунде их строили, подражая Антонио Гауди, тогда известному только профессиональным архитекторам. В Прибалтике - в духе конструктивистов. В Средней Азии и Молдавии украшали народными орнаментами. Везде использовались дешевые материалы - бетон, металл, пластик.

Десять финалистов конкурса, которые соревнуются под девизами, предложили самые разные подходы к проблеме ожидания транспорта людьми на остановках.

Проект из простых бетонных прямоугольных объемов напоминает «Архитектон» Казимира Малевича. Проект «Базис» - это монолит, в котором «высверлены» ниши для сидения. По определению авторов, это «ячейки-альковы, место для ожидания и размышления». Другой проект - «Поклонение данности» предлагает установить бетонную конструкцию с арочным входом и круглым окном. Любую плоскость можно заклеивать разноцветными объявлениями, которые время от времени надо очищать. «Вандалы станут креативщиками» - наивно верят авторы проекта. Еще один проект называется «Между звезд» и представляет собой мини-планетарий.

Авторы проекта «Комната потерянного времени» сообщают, что в общей сложности два года своей жизни человек ждет. И предлагают провести ожидание в каминном зале на 16 персон. Название проекта «Библиотека» говорит само за себя. В проекте под девизом «Ритмический подъем» на крыше остановки монтируются солнечные батареи, в холодный сезон обогревающие клумбу с ромашками.

На выставке предусмотрено народное голосование. В первый день ее работы в новой Александринке было многолюдно - показывали два спектакля и проходил концерт. Судя по наклеенным стикерам, наибольшие симпатии публики вызвал проект «Городское жилище» - остановка, как жилая комната, снабжена двумя креслами и столиком для кофе.

Открытие выставки сопровождалось «круглым столом» экспертов «Люди встречаются в инфраструктуре». Социолог Александра Ненько напомнила архитекторам, что остановками пользуются не только люди спортивного телосложения, но и родители с маленькими детьми. Необходимо учитывать их возможности.

Дизайнер Дмитрий Харшак говорил о том, что остановка общественного транспорта должна быть узнаваема именно как остановка. Вне зависимости от расположения, будь то около Эрмитажа или в «спальном» районе. Но она не должна спорить с архитектурным контекстом. По мнению Харшака, коротким будет век умных остановок с «вайфаем», расписанием автобусов и временем ожидания ближайшей машины. Через несколько лет вся эта информация окажется в смартфоне в кармане каждого пассажира.

С тем, что требуется единый узнаваемый образ петербургской остановки при выполнении всех требований по безопасности и комфорту, согласились урбанисты Илья Резников и Александр Баранов. В то же время архитектор Алексей Левчук призвал не увлекаться поисками экстравагантных образов. В 2014 году власти австрийской деревушки Крумбах пригласили семерых известных в мире архитекторов, и они построили семь эффектных остановок. Но там речь шла о скромном сельском ландшафте, который требовал разнообразия. Для Петербурга не подходит подобный метод создания остановок. Во всяком случае для исторического центра.

Итог обсуждения эмоционально подвел эксперт конкурса по инженерии Антон Смирнов. По его мнению, востребованы «легкие стильные конструкции ради прекрасных минут этих дней». Они будут часто меняться, отвечая быстрым переменам запросов горожан.

Жюри во главе с председателем КГА Владимиром Григорьевым назовет победителя 29 ноября. Выставка открыта по 30 ноября с 12.00 до 21.00. 30 ноября с 16.00 до 20.00 состоятся четыре лекции членов жюри - архитекторов из Роттердама, Хельсинки и Москвы.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (5838) от 25.11.2016.


Комментарии