«Петр Великий» пойдет на Каспий. В России начали активно строить пассажирские суда

Спрос на путешествия по рекам и прибрежным акваториям в России растет: по предварительным оценкам, в навигацию нынешнего года объем пассажиропотока в этом секторе туризма может увеличиться по сравнению с 2022‑м не менее чем на 10 – 15 %. Поскольку интерес к сегменту со стороны пассажиров растет не первый год, а имеющийся флот реконструировать порой становится невыгодно, с помощью государства судовладельцы начали активно строить суда самого разного уровня.

«Петр Великий» пойдет на Каспий. В России начали активно строить пассажирские суда | ФОТО Ian Keefe on Unsplash

ФОТО Ian Keefe on Unsplash

Так, 19 августа на водном маршруте между центром Петербурга и причалом музейно-исторического парка «Остров фортов» в Кронштадте начал курсировать «Форт Петр I» — второй новый скоростной катамаран инновационного проекта 04580 «Котлин». При этом первенец серии, «Форт Кроншлот», запущенный в эксплуатацию в июне, уже успел зарекомендовать себя с самой лучшей стороны и перевезти несколько десятков тысяч пассажиров. «Катамараны — это ответ на потребность туристов в быстром и комфортном трансфере до Котлина, — подчеркивает руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» Ксения Шойгу. — Они обеспечивают не только скорость и безопасность плавания, но и комфорт даже при значительном волнении Финского залива, а открытая верхняя палуба позволяет прокатиться «с ветерком». «Опыт активной эксплуатации катамарана «Форт Кроншлот» оправдывает наши ожидания», — говорит и глава эксплуатирующей его компании Юрий Набатов. Не случайно в период до 2026 года флот заказчика пополнят еще четыре судна этого типа.

Кроме того, корабелы Средне-Нев­ского судостроительного завода (СНСЗ) строят и четыре новых экскурсионно-прогулочных катамарана проекта «Соммерс» (в середине июня заложены первые два — «Бастион» и «Равелин»), которые будут курсировать по экскурсионным маршрутам в прилегающей к Кронштадту акватории. Их главная задача — после окончания реставрации фортов «Кроншлот» и «Император Александр Первый» обеспечить сообщение с ними из туристско-рекреационного кластера «Остров фортов». Таким образом, к навигации 2025 года СНСЗ должен построить для этого кластера 10 катамаранов (шесть проекта «Котлин» и четыре «Соммерса»). Два уже в деле, а четыре (по два из обоих проектов) строятся.

А вот основные события на рынке речного круизного судостроения разворачиваются за пределами нашего региона.

Так, на заводе «Лотос» Южного центра судостроения и судоремонта в Астрахани в мае 2023 года спустили на воду новый туристический колесный теплоход «Аурум» проекта ПКС-180, который, как и первенец этой серии теплоход «Золотое кольцо», может работать на мелковод­ных участках водных путей. Включая такие реки, как Ока, Москва, Вятка, Сура и т. д. Трехпалубный теплоход, рассчитанный на 180 пассажиров, при осадке всего 1,2 м и высоте 8,6 м способен ходить по неглубоким рекам и под мостами, а также швартоваться к необорудованному берегу. Это позволяет расширять географию речных круизов не только в европейской части страны, но и в Сибири и на Дальнем Востоке.

Есть в данной сфере и другие хорошие новости. В частности, в сентябре нынешнего года выйдет на ходовые испытания круизный лайнер класса «река — море» проекта PV300VD «Петр Великий». Хотя внешне он весьма похож на уже ходящий по российским рекам «Мустай Карим» (проект PV300), «Петр Великий» считается судном более высокого класса, способным обеспечить и больший комфорт пассажирам, и «походы» по Черному, Азовскому и Каспийскому морям. Строится лайнер на астраханском судостроительном заводе еще с 2016 года: срок его сдачи заказчику не раз переносили, однако теперь новый плавучий отель уровня 5 звезд (именно так его оценивают эксперты), рассчитанный на 310 мест и не имеющий аналогов в России, готовы довести до ума. Более того: к навигации 2024 года для него уже проложены маршруты из Астрахани, которые имеют продолжительность от 9 до 20 дней и предусматривают круизы по Каспийскому морю с посещением портов Азербайджана, Ирана и Казахстана, а также выход в Черное море с посещением Стамбула, Батуми и других портов.

В свою очередь на заводе в Нижнем Новгороде в текущем году заложили сразу три круизных лайнера проекта 00840 «Карелия». Новые четырехпалубные теплоходы смешанного («река — море») плавания будут эксплуатироваться в разных морях страны, в акватории Финского залива и на внутренних водных путях России. Причем первый, получивший название «Николай Жарков», должен выйти на линию уже в навигацию 2025 года. Остальные — в 2026‑м. Как и «Петр Первый», внешне «Карелия» отчасти похожа на «Мустай Карим», однако заметно скромнее в размерах и обладает меньшей пассажировместимостью (около 180 человек). Вместе с тем и эта новинка предлагает пассажирам высокий уровень комфорта. Есть для первенца проекта «Карелия» и интересный маршрут под названием «Поморское кольцо»: ожидается, что он пройдет по акватории Белого моря через Архангельск, Соловецкий архипелаг и Кандалакшу.

Почему отечественные судостроители стали активно брать заказы на пассажирские суда? Во-первых, спрос рождает предложение — рост интереса россиян к путешествиям по воде внутри страны, а также помощь со стороны государства позволяют вести речь об обновлении флота. Во-вторых, отступать некуда: из более чем ста эксплуатирующихся в нашей стране речных круизных теплоходов 98 % построены больше 30 лет назад. Конечно, модернизация позволяет глубоко обновить интерьеры и сделать их вполне комфортными. Но ведь «внутренности» (в первую очередь двигатели), остающиеся прежними, уже не соответствуют современным реалиям. А менять все полностью экономически невыгодно — проще построить новый лайнер.

С большой долей уверенности можно говорить и о том, что многие из этих новинок рано или поздно побывают в Петербурге. Во всяком случае «Петр Великий» и «Николай Жарков» — почти наверняка. А вслед за ними — и другие новые суда. Правда, пока это не более чем первые ласточки обновления пассажирского речного флота страны — в ближайшем будущем ей потребуются не единицы, а десятки лайнеров, отвечающих современным требованиям комфорта и безопасности.


#строительство #суда #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (7490) от 30.08.2023 под заголовком ««Петр Великий» пойдет на Каспий».


Комментарии