Петербуржцы представили опытный образец первого в России подводного коллектора
Подводный коллектор предназначен для сбора разлитых углеводородов. Опытно-конструкторские работы по этому проекту специалисты морского бюро машиностроения «Малахит» вели при поддержке Минпромторга РФ.
ФОТО Diana Deaver on Unsplash
Подводный манифольд (часть трубопроводной системы) такого рода представляет собой приемно-распределительный коллектор с арматурой и донное основание. Новинка позволит собирать нефть со скважин, пробуренных в районе морских месторождений, при аварийных ситуациях. И не только собирать, но и транспортировать ее по трубам на береговые объекты для дальнейшей утилизации.
На опытном образце, который сотрудники «Ижорских заводов» изготовили по рабочей конструкторской документации этого конструкторского бюро, были апробированы технологии сварки и сборки комплектующих. Мало того, в ходе работ над новым коллектором заводчане наладили кооперацию с другими предприятиями. И готовы освоить серийное производство таких манифольдов, незаменимых при освоении морских месторождений нефти.
Донное опорное основание этой конструкции можно погрузить в нужном месте с борта судна на дно. А когда она осядет под собственным весом на донный грунт, с помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата специалисты заглубляют ее на необходимую отметку. И затем устанавливают на эту опору сам манифольд (на глубину до 500 метров) с защитой от случайных повреждений, пояснил инженер-конструктор «Малахита» Алексей Панин.
Подобных подводных манифольдов в России, по его словам, никто прежде не выпускал. Расчеты показывают, что он должен безотказно работать на протяжении 30 лет. А сварные соединения его трубопроводов при необходимости можно заменять прямо под водой. Первую в стране такую установку (точнее, ее макет) МБМ «Малахит» представил на международной выставке-форуме «Нева-2025», которая прошла недавно в Петербурге.
На этом отраслевом мероприятии специалисты морского бюро машиностроения продемонстрировали и другие свои разработки гражданского назначения. А именно — макет обитаемого подводного аппарата «Ясон», спроектированного при участии Курчатовского института. И прообраз многофункционального аварийно-спасательного судна проекта IRV05, который сможет нести дежурство на море и в районах рыбного промысла, тушить пожары на плавучих и береговых объектах, помогать терпящим бедствие судам, буксировать их к нужному месту и др. Причем как на чистой воде, так и в сложных ледовых условиях.
А применение аппарата «Ясон», способного погружаться на большую глубину (до 2,2 км), повысит надежность и безопасность транспортировки нефти под водой. Управлять им будет экипаж в составе двух человек (прозрачный прочный корпус сферической формы обеспечит визуальный обзор на 270 градусов).
Работы по строительству этого новейшего российского обитаемого подводного аппарата в настоящее время ведут северяне, представители северодвинского предприятия «Севмаш», одного из старейших в отрасли.
Читайте также:
Судоводители вновь опробовали протяженный контейнерный маршрут «Арктический экспресс №1»
Когда вода не точит камень. Петербургские гидротехники «усмиряют нрав» бурных рек по всей стране
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (8004) от 01.10.2025 под заголовком «Новинка ляжет на дно».





Комментарии