Петербургское гостеприимство. Город увеличивает предложение по размещению туристов

Политика антироссийских санкций не слишком сказалась на рынке гостеприимства нашего города: в большинстве случаев находившиеся под управлением западных компаний качественные гостиницы сменили вывески и перешли в другие руки. А растущее предложение со стороны сервисных апарт-отелей не оставляет сомнений в том, что и доковидное число туристов Северная столица сейчас на должном уровне примет.

Петербургское гостеприимство. Город увеличивает предложение по размещению туристов | ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

С полной уверенностью сегодня можно сказать: система гостеприимства Петербурга после ухода с рынка нескольких иностранных управляющих компаний практически не изменилась. Ведь гостиницы никуда не делись — вместо британских, финских, американских или немецких появились российские управленцы. И хотя с вывесок ряда крупных отелей исчезли упоминания прежних хозяев, сами гостиницы продолжают действовать и принимать туристов. К тому же ушли далеко не все: в городе по‑прежнему остаются объекты размещения, работающие под брендами французской, китайской, американской, британской, южнокорейской и международных управляющих компаний.

Да, количество номеров, находящихся под управлением иностранных операторов, в период с 2019 года сократилось у нас почти на треть. По данным одной из консалтинговых компаний, в начале нынешнего года в Северной столице под их «крылом» осталось примерно 6,7 тысячи гостиничных номеров, тогда как в 2019‑м показатель достигал 9,9 тысячи. И сейчас в управлении зарубежных фирм находится лишь четверть номерного фонда гостиниц категорий 3 – 5*, который в целом по городу оценивается в 26,3 тысячи. Скорее всего, тенденция к сокращению номерного фонда международных отельеров в Петербурге продолжится.

Например, уже известно, что гостиничная «дочка» крупной российской фирмы купила у норвежской компании сразу десять отелей одного гостиничного бренда, включая шесть, находящихся в нашем городе. В том числе большие и популярные у ее гостей. И хотя сейчас загрузка таких гостиниц не слишком велика, делается это явно с дальним прицелом: до пандемии часть из них была в числе самых любимых китайскими туристами.

Как стоит расценивать уход иностранных компаний из системы гос­теприимства? Евгения Тучкова, заместитель директора одного из департаментов специализированной консалтинговой компании, полагает, что «это открывает пространство для развития локальных операторов и появления новых игроков, поскольку сейчас они могут пополнить свои портфели объектами, уже хорошо известными на гостиничном рынке». Например, после приобретения у норвежцев ряда отелей российский оператор станет лидером по объему номерного фонда в Северной столице.

Поддерживает мнение коллеги и заместитель регионального директора департамента консалтинга и аналитики другой консалтинговой фирмы Светлана Московченко. «Петербург сохраняет туристическую привлекательность, а меры, введенные для стимулирования развития инфраструктуры, способствуют появлению новых средств размещения и туристических маршрутов, — считает она. — При этом уход международных операторов не повлиял на количество гостиниц на рынке. Но освободил нишу, которую могут занять отечественные управляющие компании».

Для рядового постояльца вряд ли что‑то изменится: отечественные отельеры прошли хорошую международную школу и явно не будут снижать уровень сервиса в перешедших под их управление объек­тах размещения. «Конкуренция на этом рынке высока, и малейший «минус» сразу ведет к оттоку постояльцев, — говорят эксперты. — Если хочешь быть успешным — соответствуй мировому уровню обслуживания».

К тому же не стоит забывать: традиционным гостиницам в борьбе за клиента наступают на пятки ­быстрорастущие сервисные (то есть предоставляющие аналогичные гостиничным услуги) апарт-отели. Судите сами: за двенадцать месяцев прошлого года на рынок Петербурга вышло 7,8 тыс. апартаментов, из которых около 5 тыс. располагаются именно в таких объектах. И если количество новых номеров в традиционных ­отелях измеряется ­несколькими сотнями, то в 13 появившихся в 2022‑м сервисных апартаментах речь идет о тысячах. Факт налицо: сервисные апартаменты уже напрямую начали конкурировать с гостиницами категории 3 – 4*, поскольку многие из них находятся в лакомых для туриста местах в самом центре города.

Если же говорить об общем соотношении объема апартаментов и гостиничных номеров в Северной столице, то, по данным аналитики, на один классический номер приходится уже 7 (!) в апарт-отелях. Как считает Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, «количество апартаментов будет расти, а Петербург останется лидером в этом сегменте если не навсегда, то на обозримую перспективу».

Почему гостиницам все чаще предпочитают апарты? Причин много. Расположение. Цена. Спектр услуг. Простота оформления… Связано это и с тем, что на отдых в Петербург все чаще стали приезжать не одиночки или пары, а семьи с детьми. По оценке Евгении Тучковой, «количество семей, которые приезжают в Петербург на выходные, увеличилось в разы». В связи с чем некоторые классические отели стали предлагать детское меню и услуги няни. А комплексы апартаментов, которые в этом отношении реагируют гораздо быст­рее, и вовсе начали предлагать постояльцам формирование пакета сервисов и услуг по принципу низкобюджетных перевозчиков. Хочешь — можешь ограничиться минимальным обслуживанием. Желаешь большего — выбирай и компонуй для себя набор дополнительных услуг по собственному усмотрению.

Понятно одно: в настоящее время Петербург с учетом наличия не только большого объема номерного фонда в гостиницах, но и огромного предложения на рынке апартаментов способен принять и 10, и 15 миллионов турис­тов в год. Лишь бы они приехали… А принять мы их сможем не хуже, чем в любом другом мегаполисе мира. Или даже лучше.

#туризм #отели #гостиницы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 44 (7373) от 14.03.2023 под заголовком «Вывески уехали, номера остались».


Комментарии