Петербургское гостеприимство. Город увеличивает предложение по размещению туристов
Политика антироссийских санкций не слишком сказалась на рынке гостеприимства нашего города: в большинстве случаев находившиеся под управлением западных компаний качественные гостиницы сменили вывески и перешли в другие руки. А растущее предложение со стороны сервисных апарт-отелей не оставляет сомнений в том, что и доковидное число туристов Северная столица сейчас на должном уровне примет.
ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС
С полной уверенностью сегодня можно сказать: система гостеприимства Петербурга после ухода с рынка нескольких иностранных управляющих компаний практически не изменилась. Ведь гостиницы никуда не делись — вместо британских, финских, американских или немецких появились российские управленцы. И хотя с вывесок ряда крупных отелей исчезли упоминания прежних хозяев, сами гостиницы продолжают действовать и принимать туристов. К тому же ушли далеко не все: в городе по‑прежнему остаются объекты размещения, работающие под брендами французской, китайской, американской, британской, южнокорейской и международных управляющих компаний.
Да, количество номеров, находящихся под управлением иностранных операторов, в период с 2019 года сократилось у нас почти на треть. По данным одной из консалтинговых компаний, в начале нынешнего года в Северной столице под их «крылом» осталось примерно 6,7 тысячи гостиничных номеров, тогда как в 2019‑м показатель достигал 9,9 тысячи. И сейчас в управлении зарубежных фирм находится лишь четверть номерного фонда гостиниц категорий 3 – 5*, который в целом по городу оценивается в 26,3 тысячи. Скорее всего, тенденция к сокращению номерного фонда международных отельеров в Петербурге продолжится.
Например, уже известно, что гостиничная «дочка» крупной российской фирмы купила у норвежской компании сразу десять отелей одного гостиничного бренда, включая шесть, находящихся в нашем городе. В том числе большие и популярные у ее гостей. И хотя сейчас загрузка таких гостиниц не слишком велика, делается это явно с дальним прицелом: до пандемии часть из них была в числе самых любимых китайскими туристами.
Как стоит расценивать уход иностранных компаний из системы гостеприимства? Евгения Тучкова, заместитель директора одного из департаментов специализированной консалтинговой компании, полагает, что «это открывает пространство для развития локальных операторов и появления новых игроков, поскольку сейчас они могут пополнить свои портфели объектами, уже хорошо известными на гостиничном рынке». Например, после приобретения у норвежцев ряда отелей российский оператор станет лидером по объему номерного фонда в Северной столице.
Поддерживает мнение коллеги и заместитель регионального директора департамента консалтинга и аналитики другой консалтинговой фирмы Светлана Московченко. «Петербург сохраняет туристическую привлекательность, а меры, введенные для стимулирования развития инфраструктуры, способствуют появлению новых средств размещения и туристических маршрутов, — считает она. — При этом уход международных операторов не повлиял на количество гостиниц на рынке. Но освободил нишу, которую могут занять отечественные управляющие компании».
Для рядового постояльца вряд ли что‑то изменится: отечественные отельеры прошли хорошую международную школу и явно не будут снижать уровень сервиса в перешедших под их управление объектах размещения. «Конкуренция на этом рынке высока, и малейший «минус» сразу ведет к оттоку постояльцев, — говорят эксперты. — Если хочешь быть успешным — соответствуй мировому уровню обслуживания».
К тому же не стоит забывать: традиционным гостиницам в борьбе за клиента наступают на пятки быстрорастущие сервисные (то есть предоставляющие аналогичные гостиничным услуги) апарт-отели. Судите сами: за двенадцать месяцев прошлого года на рынок Петербурга вышло 7,8 тыс. апартаментов, из которых около 5 тыс. располагаются именно в таких объектах. И если количество новых номеров в традиционных отелях измеряется несколькими сотнями, то в 13 появившихся в 2022‑м сервисных апартаментах речь идет о тысячах. Факт налицо: сервисные апартаменты уже напрямую начали конкурировать с гостиницами категории 3 – 4*, поскольку многие из них находятся в лакомых для туриста местах в самом центре города.
Если же говорить об общем соотношении объема апартаментов и гостиничных номеров в Северной столице, то, по данным аналитики, на один классический номер приходится уже 7 (!) в апарт-отелях. Как считает Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, «количество апартаментов будет расти, а Петербург останется лидером в этом сегменте если не навсегда, то на обозримую перспективу».
Почему гостиницам все чаще предпочитают апарты? Причин много. Расположение. Цена. Спектр услуг. Простота оформления… Связано это и с тем, что на отдых в Петербург все чаще стали приезжать не одиночки или пары, а семьи с детьми. По оценке Евгении Тучковой, «количество семей, которые приезжают в Петербург на выходные, увеличилось в разы». В связи с чем некоторые классические отели стали предлагать детское меню и услуги няни. А комплексы апартаментов, которые в этом отношении реагируют гораздо быстрее, и вовсе начали предлагать постояльцам формирование пакета сервисов и услуг по принципу низкобюджетных перевозчиков. Хочешь — можешь ограничиться минимальным обслуживанием. Желаешь большего — выбирай и компонуй для себя набор дополнительных услуг по собственному усмотрению.
Понятно одно: в настоящее время Петербург с учетом наличия не только большого объема номерного фонда в гостиницах, но и огромного предложения на рынке апартаментов способен принять и 10, и 15 миллионов туристов в год. Лишь бы они приехали… А принять мы их сможем не хуже, чем в любом другом мегаполисе мира. Или даже лучше.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 44 (7373) от 14.03.2023 под заголовком «Вывески уехали, номера остались».
Комментарии