Петербургский трамвай стал символом одновременно двух явлений
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Трамвай — самый петербургский, самый первый для меня вид городского транспорта. Остановка — вот она, под окнами дома, посреди зеленого бульвара Авиационной улицы.
В отличие от очень многих уголков города, где трамвай в 1990‑е годы исчез, Московский район сохраняет трамвайную сеть почти в полном объеме. Вот только чтобы проехать по Московскому проспекту, все чаще мы идем на автобус. Дело в том, что остановка, расположенная прямо напротив нашего подъезда на Авиационной улице, 7, очень неудобна для посадки и высадки пассажиров.
Лет пятнадцать — двадцать назад кому‑то в голову пришла идея расширить проезжую часть на Авиационной улице, ликвидировав «выделенку» для трамваев, а заодно — и островок, на котором располагалась остановка. С тех пор трафик не вырос: как ездили полторы машины в час, так и ездят; разве что частный перевозчик стал на Авиационной сажать пассажиров в автобусы до Новгорода (что, если не ошибаюсь, противоречит правилам междугородных автобусных перевозок, но не о них сейчас речь). А вот пассажиры трамвая столкнулись с неожиданными препятствием.
Теперь им приходится забираться в трамвайный вагон прямо с уровня дорожного полотна. Даже у низкопольных трамваев «посадка» достаточно высокая; а тут, на нашу беду, на линию 29-го трамвая выпустили старые вагоны, в которые не каждый и молодой человек‑то вскарабкается. Что уж говорить о людях старшего поколения?
По моим наблюдениям, в городе все чаще оборудуют современные остановки. Они не всегда широкие, но зато они доступны даже пассажирам в инвалидном кресле. Может быть, пора и на нашей остановке «Авиационная улица» вернуть существовавший некогда островок? Иначе его высочество Трамвай рискует растерять всех своих поклонников, которые пересядут на менее экологичные, зато более удобные виды транспорта.
Сергей ЖИЛЮК, Московский район
Прошу помочь оборудовать остановку трамвая № 40 на улице Льва Толстого у Первого медицинского института.
Здесь негде присесть. Нужно хотя бы скамейку установить. Очень много людей, которые едут в медицинское учреждение, это больные и пожилые граждане. Многим трудно стоять в ожидании трамвая.
С просьбой о скамейке звонили в администрацию и в транспортный комитет — безрезультатно.
Г. А. ЛАВРЕНЕВА.
ОТ РЕДАКЦИИ.
Петербургский трамвай стал символом одновременно двух явлений: давней ошибки в транспортной политике городских властей и их способности эту ошибку признать и исправить. Попытка отказаться от трамвая, демонтаж рельсов в историческом центре не были приняты горожанами. Восстановление путей вкупе с закупкой современных вагонов (вечером они похожи на рождественские елки) порадовали всех. Появились в городе «Чижики». А теперь завершается строительство трассы скоростного трамвая до Шушар и Славянки… В общем, транспорт, на котором в 1990‑е годы поставили крест, возродился в новом качестве и с новым качеством.
Но при этом, как свидетельствуют горожане, не разрешены трудности, которые в свое время и стали причиной отказа от трамвайной сети: улицы не расширились, автомобилей все больше, тротуары по‑прежнему узки.
Единой концепции размещения трамвайных остановок в городе нет. Да и не может быть. Каждый вопрос решается, как говорится, в ручном режиме. Однако ни звонок на прямую линию Смольного, ни электронное обращение в комитет по транспорту, ни личный прием в районной администрации не гарантируют моментального появления скамейки на остановке. Одинокие скамейки не решение вопроса. Все же какие-никакие требования к павильонам необходимо соблюдать. Даже в таких узких местах, как улица Льва Толстого у Первого меда.
Заказчиками производства и монтажа остановок в городе выступают либо комитет по госзаказу, либо комитет по благоустройству, либо комитет по развитию транспортной инфраструктуры. Но, прежде чем объявить аукцион среди потенциальных подрядчиков, должна быть составлена и утверждена адресная программа. Так, в 2023 году в программе значилось финансирование монтажа нескольких сотен павильонов без рекламы во всех районах — более чем на 300 миллионов рублей. Утвердить список адресов может только комиссия, в которую входят представители заинтересованных транспортных организаций, «Организатора перевозок», энергетических компаний и связистов, чьи коммуникации могут быть невзначай задеты при земельных работах, районных администраций.
До сего момента остановка на улице Льва Толстого в программу не включена. Как раз из‑за узости тротуара. В комитете по благоустройству разрабатывают новую модификацию, которая годилась бы для исторического центра. Ускорить включение адреса в программу, а также разработку и принятие новых павильонов можно, подав соответствующее заявление через портал «Наш Санкт-Петербург» или написав пост на страничке комитета по благоустройству «ВКонтакте». По опыту многих заявителей можно сказать: отвечают быстро и, в общем, по существу.
Пока ничем не можем порадовать и тех горожан, которые пользуются трамвайной остановкой на Авиационной улице в Московском районе. В «Организаторе перевозок» не планируют оборудовать здесь на проезжей части островок для посадки/высадки. При этом упоминают о том, что, строго говоря, остановка на Авиационной улице есть — современный стеклянный павильон на тротуаре.
А в «Горэлектротрансе» пояснили, что — да — маршрут трамвая № 29 сейчас обслуживают высокопольные вагоны. Это связано со строительством широтной скоростной магистрали (ШМСД). Так что некоторые номера (в том числе 29‑й) ходят по временным маршрутам. Они‑то и не позволяют использовать ставшие привычными однокабинные вагоны с низким полом. «Горэлектротрансу» приходится выпускать на трассу двухкабинные трамваи, способные разворачиваться без использования трамвайного кольца (так называемые трамваи-челноки).
В «Горэлектротрансе» заверили, что низкопольные вагоны вернутся на маршрут, как только возобновится движение по Московскому проспекту.
Кстати говоря, и с «Горэлектротрансом» горожане могут контактировать напрямую без посредников. Для этого на главной странице сайта предприятия действует форма обратной связи «Написать нам письмо», а также работает телефон +7 (812) 600‑44‑00, по которому с 8.30 до 17.00 каждый день принимают обращения.
Читайте также:
Завершился ремонт трамвайных путей на проспекте Просвещения
В Северной столице «умных» трамваев станет больше
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (7736) от 28.08.2024 под заголовком «Его высочество Трамвай».
Комментарии