Петербургский монетный двор, старейшее предприятие Гознака, готовится отметить свое 300‑летие

Первое занятие в мастер-классе по чеканке — новом культурного-просветительском проекте, созданном сотрудниками Музея истории денег АО «Гознак», состоялось в Кронверкской куртине Петропавловской крепости. Это событие стало первым в ряду мероприятий, приуроченных к 300‑летию Петербургского монетного двора. Свой юбилей старейшее предприятие Гознака будет отмечать в 2024 году.

Петербургский монетный двор, старейшее предприятие Гознака, готовится отметить свое 300‑летие | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как сообщил Аркадий Трачук, генеральный директор АО «Гознак», просветительская деятельность компании на территории Петропавловской крепости начиналась в 2016 году открытием Музея истории денег, потом заработало пространство для временных выставок. Два года назад в Кронверкской куртине был запущен мастер-класс по изготовлению бумаги ручного отлива с водяными знаками. За это время более 7 тысяч человек приняли участие в занятиях. Для подготовки соседнего зала для нового мастер-класса потребовались новые реставрационные работы, которые заняли много времени.

Именно с рассказа об архитектуре начали сотрудники выставочного комплекса АО «Гознак» наше знакомство с новым мастер-классом. По словам Радомира Сусорова, главного специалиста выставочного комплекса, каземат Кронверкской куртины расчищен от поздней засыпки и сейчас можно увидеть подлинную кирпичную кладку XVIII века. Раскрыта косая амбразура, придуманная строителем крепости Бурхардом Минихом. Она позволяла прикрывать огнем соседний Меншиков бастион. Но, как известно, Петропавловская крепость никогда не участвовала в боевых действиях, и амбразуру заложили еще в XVIII веке. Кроме того, музеефицированы фундаменты печей XIX века. В этом «архитектурном зале» открылась временная экспозиция памятных жетонов, которые Монетный двор ежегодно выпускает к своему дню рождения.

Чеканка1_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Наталия Ипатова, директор выставочного комплекса, показывает последние разработки Монетного двора, например, жетоны с движущимися механизмами. Жетон 2023 года — с секретом. В гурте спрятана лупа. Этот памятный предмет посвящен 160‑летию со дня рождения великого князя Георгия Михайловича, известного нумизмата начала ХХ века.

Радомир Сусоров ведет нас в зал мастер-класса, где находятся музейные экспонаты: копировально-гравировальный станок начала ХХ века, изначально паровой, для переноса рельефа с крупной модели на небольшую медаль или монету и весы с полыми гирями, которые можно заполнить мелкими кусочками металла, подобрав точную «граммовку». Тут же следует короткий инструктаж по технике безопасности. Для мастер-класса разработана специальная технология, которая обеспечивает комфорт участников, например, действует зажим между двумя штемпелями. Но молоток остается молотком, и бить им по пальцам не следует.

Эстафету принимает Андрей Богданов, начальник отдела выставочного комплекса, который вручную чеканит «чешуйку». Так называли монеты, которые находились в денежном обращении с конца XIV века до петровских времен. Монеты чеканили на расплющенных кусочках серебряной проволоки. В музее вместо серебра используется алюминий.

Сначала надо расплющить проволоку, этим занимались «денежники», им помогали «подкладчики», как правило, подростки, которые подкладывали заготовки. Потом на заготовке неправильной формы весом 0,28 грамма чеканились изображения. На лицевой стороне копейки появлялся всадник с копьем в руке, так называемый ездец. На обратной стороне титул: «Царь и великий князь всея Руси». Изображение помещалось не полностью, это никого не смущало. На мастер-классе при чеканке будет тот же всадник, в качестве титула — надпись «Музей истории денег» и год чеканки.

Следующий вид чеканки производится с помощью винтового пресса. Этот механизм появился в Петровскую эпоху, для мастер-класса используется аналог ХХ века с тем же принципом работы, на нем можно отчеканить алюминиевый жетон, сделанный на основе серебряной «полтины» 1826 года. Усилие, которое развивает ручной пресс, — 5 тонн, прессы на конной и паровой тяге были в пять раз мощнее.

В финале знакомимся с электромеханическим прессом середины ХХ века. На открытии мастер-класса Александр Балунов, директор Монетного двора, отчеканил на нем жетон с эмблемой 300‑летия предприятия.

После того как первые посетители мастер-класса позанимались физическими упражнениями, Аркадий Трачук рассказал о планах Гознака, связанных с 300‑летием Петербургского монетного двора. Юбилейная выставка готовится совместно с Эрмитажем и пройдет в его стенах. На территории самого предприятия откроется музейно-производственный комплекс, начиная с лета там покажут широкой публике, как работает сегодняшний Монетный двор. До настоящего времени никакие экскурсии туда не проводятся как по режимным соображениям, так и по той причине, что на действующем производстве сложно обеспечить безопасность, особенно юной аудитории. Но сотрудники Монетного двора нашли способ.

Это в ближайшем будущем. Мастер-классы по чеканке уже начались, подробности об их проведении и расписание занятий можно узнать на сайте Музея истории денег: museum.goznak.ru.


#монеты #чеканка #юбилей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (7570) от 21.12.2023 под заголовком «Чеканя профиль, как шаг».


Комментарии