Петербургские ученые проверят «самочувствие» водных животных

Ученые Санкт-Петербургского федерального исследовательского центра РАН ориентировались на «самочувствие» водных животных – это около 30 видов ракообразных, крабов, моллюсков. Такие биоиндикаторы петербургские ученые считают точнее химических методик оценки воды.

Петербургские ученые проверят «самочувствие» водных животных | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

– Мы разработали и запатентовали оригинальную технологию биологического мониторинга, – говорит профессор Сергей Холодкевич, главный научный сотрудник, заведующий лабораторией биоэлектронных методов геоэкологического мониторинга. – Она основана на измерении функциональной нагрузки у животных.

Это примерно как с измерением функциональной нагрузки у людей. Приходите к врачу, он дает вам небольшую физическую нагрузку – например приседания. И отслеживает, как быстро восстановится сердечный ритм. Водным животным тоже дают функциональную нагрузку. Что интересно, и у моллюсков размером 3 – 5 мм измеряют кардиоритм. Как оказалось, в акваториях возле Петербурга эти животные чувствуют себя плохо.

Причем показано, что это связано именно с недостаточно эффективной работой локальных систем водоотведения и канализации. «Улики» – наличие в воде, например, кофеина и веществ, которые используются в обезболивающих или гормональных медпрепаратах. Если в крупных городах работают мощные системы водоочистки сточных вод, то локальные очистные сооружения ресторанов, коттеджей, пансионатов с такими нагрузками могут не справляться. Жидкая часть отходов попадает в Финский залив или ближайшие реки и озера. Водные животные заболевают – например, у моллюсков нарушается работа пищеварительной системы, в результате они перестают вносить свой вклад в самоочищение воды, и экосистема водоемов постепенно разрушается.

– Причем мы можем локализовать участок загрязнений довольно точно, – говорит ученый.

По его словам, в Сестрорецке «с водоемами все хорошо». А вот севернее, в Репине и Зеленогорске, «все плохо, то есть там сильное загрязнение акватории». Затем, начиная с Ушкова, «опять все нормально», но, видимо, просто потому, что там нет точек общепита, а частные дома стоят довольно далеко от воды, на песчаной возвышенности.

Если, к примеру, в Норвегии законодательно запрещены колодцы и скважины на дачах (хочешь пить – вези воду с собой), то у нас на участках строят бассейны, души, сауны. Потребление воды в таких коттеджах – как в городе: до 200 литров в сутки на человека. Значит, на семью и

тысяча литров уходит. При этом очистные сооружения на дачах, мягко говоря, не городские: в большинстве своем не соответствуют таким нагрузкам.

Снизить нагрузку могут сами люди. Например, если владельцы коттеджей или ресторанов вблизи водоема будут строже подходить к обустройству своих локальных очистных систем. Ну и не лить воду почем зря в тех местах, где нет централизованной системы очистки отходов. В конце концов, это все равно что мусорить у себя рядом с домом.

Что касается методики, созданной петербургскими учеными, то она много лет используется для мониторинга воды на очистных сооружениях Петербурга, была опробована на международных экологических проектах в акваториях Средиземного, Балтийского, Северного, Черного, Белого морей. В последние несколько лет технологией заинтересовались в Китае.

#вода #животные #ученые

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 58 (6896) от 05.04.2021 под заголовком «Моллюски сообщили о загрязнении акваторий».


Комментарии