Петербургская «дочка» газпромовского холдинга запатентовала первую в России технологию цифрового мониторинга зимников
Система оценивает состояние сезонных автодорог в онлайн-режиме, благодаря чему удается быстро восстанавливать снежные трассы, по которым промысловики доставляют грузы на дальние месторождения.
ФОТО Burst on Unsplash
Большинство месторождений Сибири и Крайнего Севера находятся на значительном удалении от промышленных баз. Летом по бездорожью к ним не добраться, а забрасывать грузы на буровые площадки и нефтегазовые промыслы воздушным путем слишком дорого. Приходится снабжать их по зимникам, которые появляются в тех суровых местах с наступлением холодов.
Строят их так: намечают грейдером трассу, уплотняют снежный покров и заливают водой — на морозе она тут же застывает. Затем дорогу выравнивают и наращивают ее толщину. Получается слоеная снежно-ледяная магистраль, выдерживающая большие нагрузки. Но если она проходит через промерзшие болота и скованные льдом реки, требования к ее надежности и безопасности возрастают. Ведь эти трассы служат порой чуть ли не полгода.
Так, Восточно-Мессояхское месторождение на Ямале связывает с большой землей зимник протяженностью 142 км, по которому ходит тяжелая техника. На автономный промысел на ней доставляют грузы для бурения, ремонта скважин и строительства объектов до начала мая. А через реки, пересекающие эту трассу, дорожники создают семь ледовых переправ.
На строительстве этой дороги грузоподъемностью 30 тонн и пропускной способностью 150 машин в сутки заняты свыше 120 единиц техники и 220 человек из трех подрядных предприятий. Построив трассу, они ставят вдоль нее дорожные знаки и создают на пути временные пункты, где водители могут отдохнуть и согреться…
На газпромовских месторождениях ХМАО-Югры дорожники строят за сезон более 350 км снежно-ледовых трасс. А в Томской области нефтяники используют зимники, пролегающие среди болот и тайги, месяца четыре в году. И за это время только на газпромовские промыслы удается доставить 40 тыс. тонн грузов, задействовав 35 единиц техники, которая совершает за сезон свыше 800 рейсов (в среднем по девять рейсов за сутки).
Стоит ли говорить, как важно поддерживать такие зимники в должном состоянии. Разработка петербуржцев — цифровая система видеоаналитики — позволяет контролировать их в режиме текущего времени. Видеокамеры и радары, которые ставят на большегрузы, оценивают состояние трассы и ведут лазерное сканирование дорожных знаков, маячков и вешек. Технология цифрового зрения, получившая свидетельство Роспатента, анализирует эти данные, сравнивая их с цифровой моделью трассы. И если на дороге выявляются ямы, выбоины и колеи, эти сведения поступают диспетчеру, который оперативно принимает меры для их устранения.
Новая цифровая система, помогающая минимизировать риски и повысить безопасность перевозок, апробирована на месторождениях Ямала. Скоро она будет внедрена на пяти предприятиях компании, работающих в Сибири. Хотя ее можно использовать и для мониторинга состояния дорог общего пользования.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 59 (7635) от 02.04.2024 под заголовком ««Цифра» следит за дорогой».
Комментарии