Петербург, вид с воды

Стартовавшая недавно навигация по рекам и каналам города, которая продлится до середины осени, обещает быть удачной: несмотря на прохладную, порой с дождем и мокрым снегом погоду, желающих увидеть город с воды сегодня даже больше, чем предполагалось.

Петербург, вид с воды | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Встречаю тех, кто совершил экскурсию. Люди сходят на землю слегка продрогшие, но весьма довольные. Улыбки. Смех. Оживленный разговор. «А ты видел, какая красивая церковь там была? Просто чудо!» – восторженно говорит девушка, обращаясь к молодому человеку. Пожилой иностранец молча поднимает вверх большой палец. «Каждый год бываю в Петербурге, но обязательно покупаю экскурсию по воде, – делится гость из Екатеринбурга. – Если этого не сделать, нельзя понять душу вашего города». А петербурженка Татьяна Самойлова честно признается: если бы не гости из Америки, ни за что бы не отправилась в тур по воде в это время года. «А сейчас не жалею – здорово!» – говорит она.

По официальным данным, в этом бизнесе занято около 250 судов, принадлежащих 66 компаниям, а одних только маршрутов по воде разработано больше сотни. В их числе и пять действующих по принципу неограниченного входа/выхода по единому билету в течение одного-двух дней. Включая, конечно, City Sightseeing. Canal Cruise, оснащенный аудиогидом на разных языках и сопряженный с обзорной экскурсией по «земле».

В этом году навигация стартовала несколько раньше обычного: это произошло благодаря погодным условиям и многочисленным просьбам судовладельцев. Если учесть, что с 10 апреля начали разводить и все основные петербургские мосты, к обычным дневным добавились и ночные экскурсии по воде. Ведь поездка с целью «развести мосты» – одна из наиболее востребованных на питерском туристическом рынке и всегда пользуется повышенным спросом. При этом стоимость туров осталась примерно той же, что и в прошлом году: цена обзорной экскурсии днем начинается от 300 рублей, а аренда небольшого теплохода целиком (вместимостью 15 – 20 человек) обойдется в сумму от 3,5 тысячи.

По оценке Евгения Зубарева, руководителя Ассоциации владельцев пассажирских судов (АВПС, самое крупное объединение перевозчиков), ожидания на «водный» сезон вполне оптимистичны. «Навигация открылась рано, а ситуация в целом благоприятствует росту количества пассажиров», – замечает он. Стоит напомнить, что в 2015-м за навигацию только судами АВПС (это примерно 80% от имеющегося в городе на Неве «внутреннего» пассажирского флота) были перевезены 1,453 млн человек – на 6% больше, чем годом раньше. А поскольку основные зарубежные курортные направления (Египет и Турция) для россиян закрыты, а экономическая ситуация остается непростой, есть все основания полагать, что число желающих увидеть Петербург летом 2016-го снова вырастет. А значит, и «водных» туристов в северной столице прибавится.

Вполне оптимистичны и другие перевозчики. К примеру, заместитель генерального директора «Нева Тревел Компани» Юрий Набатов, оценивая интерес к экскурсиям по воде, сообщил: «Ожидаем в сезон увеличения числа пассажиров и готовимся их принять». Связано это в том числе и с проведением в мае в Петербурге чемпионата мира по хоккею: многие болельщики наверняка захотят ознакомиться с нашим городом поближе с воды.

Не обошлось, однако, и без потерь: уже известно, что летом 2016-го в Петербурге не будут работать аквабусы, а они, располагая всего одной «Приморской линией», в прошлом году за сезон перевезли около 60 тыс. пассажиров. Увы, идея превратить Неву в «беспробочную» магистраль, по которой передвигались бы сотни тысяч горожан и туристов, сошла на нет. Причина банальна – отсутствие денег. Ведь если в период расцвета проекта аквабусы по Неве ходили по четырем линиям, а бюджет города раскошеливался на компенсации компаниям в объеме до 100 млн рублей, то сейчас и сумма 14 млн (а именно столько было потрачено бюджетом в 2015-м) кажется чрезмерной.

Впрочем, и в бизнесе свято место пусто не бывает. В частности, водными перевозками заинтересовался один из крупных международных интернет-сервисов, который уже освоил в Петербурге обычные такси. В 2015-м компания присматривалась к возможности организации водного такси в северной столице и даже провела промоакцию. И, конечно, работать себе в убыток, как это подчас происходило с аквабусами, она не будет: только за подачу катера предполагается взимать с клиента 300 рублей, а каждая минута поездки будет обходиться ему в 50. Дорого, конечно, но, если кому-то ночью во время развода мостов понадобится срочно перебраться через Неву, подойдет вполне. И такой опыт в других городах мира у компании-организатора есть.

Что касается морской круизной навигации, то она стартует позже и начнется 5 мая с захода в «Морской фасад» лайнера MSC Musica. Только в этом порту в мае ожидается принять 36 судозаходов, а всего за сезон 2016 года – 218: крайним станет визит лайнера AIDAmar, который состоится 11 октября. Вместе с тем еще несколько десятков судозаходов будет принято на набережных Невы в центре Петербурга.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 076 (5693) от 29.04.2016.


Комментарии