Петербург ожидает рекордное количество круизных туристов этим летом
Пассажиропоток «Морского фасада» обещает побить прошлогодний рекорд. В навигацию 2019 года количество круизных пассажиров главной гавани Петербурга может превысить 625 тысяч человек.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Стартовавшая в Петербурге 28 апреля с захода лайнера MSC Poesia круизная навигация в нынешнем году продлится вплоть до 20 октября, когда ее закроет теплоход AIDAaura. И хотя судозаходов в северную столицу будет немного меньше, чем в прошлом сезоне (262 вместо 270), число прибывающих в город по морю туристов постоянно увеличивается. В этом году их будет почти на две тысячи больше, чем побывали в Петербурге в 2018-м.
«Это объясняется тем, что размеры пассажирских судов во всем мире растут: они становятся все больше и вместительнее, - пояснил генеральный директор «Морского фасада» Вадим Каширин. - Этим летом, к примеру, в Петербург прибудет лайнер Explorer of the Seas, который одновременно вмещает 3840 пассажиров».
Стоит напомнить: сегодня принимать круизные лайнеры в Петербурге могут в трех местах. Это пассажирский порт «Морской фасад», находящийся там же, на Васильевском острове, Морской вокзал, а также два больших дебаркадера на двух петербургских набережных - Лейтенанта Шмидта и Английской. И если первый, способный одновременно обслуживать до семи крупных лайнеров и ежедневно пропускать до 18 тысяч человек, по праву считается одним из самых современных пассажирских портов Европы, то другие объекты могут предложить путешественникам минимум услуг. В этом плане тот же Морской вокзал давно стал притчей во языцех - единственный порт на Балтике, в котором до сих пор нет современной инфраструктуры пассажирского сервиса.
Изменению ситуации к лучшему мешало то, что объекты находились в разных руках. Так, «Морской фасад» принадлежит городу, Морской вокзал до недавнего времени находился под управлением арендатора, а дебаркадеры на Неве пока остаются в ведении федерального ГУП «Росморпорт». Однако появившаяся несколько лет назад идея создания в северной столице Международного круизного центра дала свои плоды: Морской вокзал, в частности, хотя и не без труда, городу уже удалось вызволить из аренды и передать в доверительное управление «Морскому фасаду». За счет инфраструктуры Морского вокзала (в ее состав входят универсальный круизно-паромный терминал и пять причалов) возможности приема пассажирских судов в Петербурге расширятся. Правда, для этого комплекс придется серьезно реконструировать - этот вопрос сейчас все еще прорабатывается.
Что касается дебаркадеров, к которым обычно швартуются круизные лайнеры малой и средней вместимости, способные зайти в Неву, то здесь вопрос пока открыт. Как заявил Каширин, проект «дорожной карты», согласно которой объекты тоже будут переданы в ведение «Морского фасада», уже подготовлен. И это было бы логично, поскольку позволит сосредоточить управление приемом всех круизных и паромных судов в одних (к тому же фактически государственных) руках. «Такой шаг откроет новые возможности развития отрасли в регионе», - считают профильные специалисты. Как быстро это получится сделать, неизвестно, поскольку перевести что-либо из федерального подчинения в региональное - задача не из простых. Но цель есть: дебаркадеры должны перейти в управление «Морского фасада» к началу навигации 2020 года.
Однако объединением всех приемных возможностей Петербурга по части обслуживания паромов и круизных лайнеров дело, по всей вероятности, не ограничится. Ведь концепция Международного круизного центра предусматривала и появление новой, дополнительной к существующей инфраструктуры. В частности, речь шла об участке на намыве Васильевского острова, где предполагалось строительство офисных зданий, конгресс-холлов, отелей и концертных залов. А кроме них - появление целого ряда объектов, ориентированных на обслуживание не только туристов, но и горожан.
По словам Вадима Каширина, дополнительная инфраструктура нужна для того, чтобы постепенно из транзитного порта превращаться в порт прибытия и убытия пассажиров. Глава комитета по развитию туризма Петербурга Евгений Панкевич подтверждает: разработка «дорожных карт» для создания инфраструктуры водного туризма близка к завершению, а задача превращения города в туристический хаб, в котором гости могли бы пересаживаться с одного вида транспорта на другой, по-прежнему актуальна.
Нужны ли городу новые мощности по обслуживанию паромов и круизных лайнеров? Вряд ли, поскольку «Морской фасад», хотя и загружен под завязку примерно 30 дней в навигацию (в эти дни он принимает от пяти до семи больших лайнеров), семь месяцев в году фактически простаивает. Ситуация может измениться только в 2020-м, когда в этом порту введут в строй новый пункт пропуска через госграницу, способный обслуживать грузо-пассажирские паромы. И единственный из заходящих в Петербург паромов «Принцесса Анастасия» его явно не перегрузит. Если учесть, что после реконструкции Морской вокзал сможет принимать и паромы, и круизные лайнеры, в ближайшей перспективе обновленных и приведенных к современным мировым нормам инфраструктурных приемных мощностей городу будет достаточно.
По данным комитета по развитию туризма, в прошлом году пассажиропоток круизных и паромных линий в северной столице достиг уровня 970,9 тыс. человек. Если учесть, что каждый круизный турист тратит в Петербурге около 11 тысяч рублей в день, общий вклад паромно-круизной отрасли в экономику города составляет до 9 миллиардов рублей ежегодно.
Читайте также о том, что петербуржцев приглашают провести свой отпуск в Чечне.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 078 (6431) от 29.04.2019 под заголовком «Гиганты в нашей гавани».
Комментарии