Петербург не резиновый

В северной столице осталась всего одна «резиновая» квартира со 133 зарегистрированными в ней «жильцами», сообщила в минувшую пятницу глава УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Елена Дунаева. Да и этот адрес, что называется, «в процессе» – прокуратура на нем сейчас отрабатывает все необходимые процедуры, дабы, закрепив их в судебном порядке, в дальнейшем разбираться с аналогичными объектами максимально быстро и четко. Заметим: в начале года в городе насчитывалась 131 квартира «с многократной регистрацией».

Петербург не резиновый  | ФОТО Дениса Медведева

ФОТО Дениса Медведева

Выходит, с мутным «прописочным» бизнесом в нашем городе наконец-то покончено? Почему же мы по-прежнему видим у метро зазывал в ярких «манишках», открыто предлагающих приезжим за определенную мзду разнообразные виды легализации – от регистрации до российского гражданства?

В Петербурге и Ленинградской области на сегодня официально зарегистрированы 7 435 636 человек. О том, сколько людей проживают в этих субъектах на самом деле (а стало быть, пользуются водными и энергоресурсами, транспортом, медицинскими услугами, посещают культурные объекты и т. д.), достоверно сказать не может никто. По данным Петростата, официальная численность жителей Петербурга – 5,189 млн человек. На разного уровня градостроительных конференциях-совещаниях доводилось слышать предположения о семи, восьми и даже девяти миллионах граждан, реально населяющих северную столицу. А это возможные 2 – 4 миллиона неучтенных жителей, зарегистрированных в других регионах.

По закону, каждый россиянин, убывающий с места постоянной регистрации более чем на 90 суток, обязан зарегистрироваться по месту своего пребывания. «Сегодня мы с уверенностью говорим о том, что данное требование закона не вызывает у граждан каких-либо болезненных вопросов, все условия для того, чтобы эти правила соблюдать, в Петербурге созданы», – говорит руководитель регионального УФМС.

За первое полугодие 2015-го территориальными органами ФМС зафиксировано необычно много временно пребывающих в северной столице и области граждан России – свыше 950 тысяч. За тот же период по месту жительства (это означает – постоянное население) зарегистрированы 202,6 тыс. человек (сняты с учета почти 148 тысяч, что означает достаточно активное перемещение горожан внутри Петербурга).

И свыше 3 тыс. человек привлечены к административной ответственности за проживание без регистрации (штраф – от 3 до 5 тысяч рублей). На фоне предполагаемых миллионов непрописанных – цифра мизерная. «Доля нарушителей крайне мала, если сравнивать с количеством зарегистрированных по месту пребывания, – считает Елена Дунаева. – Но проблема с регистрацией, как правило, возникает у тех, кто живет в арендуемых помещениях. Собственники не заинтересованы в регистрации квартирантов, а без волеизъявления владельца квартиры или комнаты зарегистрироваться невозможно».

Установки «выловить» всех нарушителей у миграционных органов нет, подчеркивает глава УФМС. Это происходит в результате системной работы. Их обнаруживают в ходе поквартирного обхода жилых массивов вместе с участковым в рамках операции «Жилой сектор», выезжая на адреса по сообщениям соседей о неузаконенных квартирантах.

Если в квартире обнаруживают жильца без регистрации, к владельцу жилья тоже применяют меры, вменив ему административное нарушение – «организацию проживания без регистрационных действий». Штраф – всего около 7 тыс. рублей. Копейки по сравнению с арендной платой. Вывод напрашивается сам собой: в существующих условиях навести порядок с регистрацией переехавших в Петербург и не имеющих своего жилья людей просто невозможно. И, поскольку регистрация им требуется для устройства на работу, большинство из них вынуждены обращаться к жуликам, продающим петербургскую прописку за немалые деньги.

Не так давно с жалобой на отказ в регистрации на прием в УФМС пришла женщина из Омска, купившая ради прописки какую-то крошечную долю в петербургской квартире – тысячную или даже менее того. При продаже фирма-посредник гарантировала, что этой собственности гражданке вполне хватит, чтобы ее с детьми зарегистрировали в Петербурге.

Практика постановки на учет таких «микродольщиков» канула в Лету. А ведь еще несколько лет назад лазейкой в законе вовсю пользовались продавцы квадратных сантиметров. В Петербурге была даже юридическая фирма, специализировавшаяся на подобных делах, – она помогала своим клиентам обжаловать отказы в регистрации в суде. Но городской суд решил: регистрация не может не отражать фактического места жительства человека. То есть обязательным ее условием должно быть вселение и проживание на площади.

Теперь идут другие суды – по отмене регистрации в квартирах, признаваемых «резиновыми». Чтобы вынести такое решение, Фемида определяет, что зарегистрированный человек не вселялся, не проживал и не может проживать в этом помещении. Однако установленного законом минимального норматива площади на одного человека, позволяющего ему вселиться и прописаться (ранее – 9 кв. метров в жилых помещениях и 6 – по нормам общежития), сейчас не существует.

– Норматива нет, но есть простая логика. Суд исходит из того, насколько физически человек может жить в этом помещении, – поясняет Дунаева. – Это не относится к семьям – родственники регистрируются без ограничений.

Выявлять вновь возникающие адреса с многократной постановкой на регистрационный и миграционный учет и оперативно снимать с регистрации теперь труда не составляет: информационная база ФМС усовершенствовалась настолько, что сделать выборку по каждому району можно нажатием одной кнопки.

Но почему при всех этих усилиях не тонет теневой «прописочный» бизнес?

Решением суда об отмене регистрации в очередной «резиновой» квартиремогут и, по идее, должны моментально заинтересоваться правоохранители, ведь фиктивная постановка на регистрационный учет – это уже уголовный состав. Однако пока прецедентов с уголовными делами и реальными приговорами в Петербурге нет. Для того чтобы доказать факт мошенничества, нужно отследить всю цепочку – от зазывалы в яркой «манишке» до граждан, ставших добровольными жертвами преступления. Правоохранительные органы этим занимаются, но, судя по всему, не слишком рьяно. В год до 10 организаций – продавцов приписки прекращают свою деятельность, но на их месте тут же возникают другие.


КСТАТИ

Со следующей недели документы на регистрацию по месту жительства и пребывания начнут принимать в некоторых многофункциональных центрах. Сентябрь участвующие в процессе ведомства отводят на отработку алгоритма работы по новой схеме, после чего услуга станет доступна во всех 55 МФЦ города и 13 областных.




Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 156 (5529) от 25.08.2015.


Комментарии