Петербург Эберлинга

После реконструкции открылся Музей истории фотографии на ул. Профессора Попова, 23. К этому событию приурочен финал масштабного исторического проекта «Петербург – Петроград – Ленинград – Петербург ХХ века в фотографиях», осуществленного за полтора десятка лет известным историком фотографии Владимиром Никитиным. Этот проект – самая масштабная из его исторических работ.

Петербург Эберлинга | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В издательстве «Лимбус пресс» вышел в свет последний, пятый, альбом проекта – «Столица империи. Санкт-Петербург – Петроград начала ХХ века». Строго говоря, исходя из хронологии, фотолетопись должна была бы с него начинаться, но вышло наоборот. Проект стартовал фотоальбомом «Время несбывшихся надежд», посвященным эпохе нэпа и 1930-х годов. Затем последовала «Неизвестная блокада», «Оптимизм памяти. Ленинград 70-х», далее – «Конец столетия: метаморфозы бытия. Ленинград – Петербург» об эпохе перемен конца ХХ века.

Казалось бы, фотографии Петербурга Серебряного века уже настолько известны, что никого не удивят. Ведь фотоснимки мастерской Буллы, зачастую постановочные, стали хрестоматийными. Владимиру Никитину удалось открыть «другой Петербург» в фотографиях Альфреда Эберлинга.

– Он был, по сути, первым настоящим уличным фотографом, – поясняет главный редактор издательства «Лимбус пресс» Павел Крусанов.

Эберлинг, российский подданный с немецкой фамилией и польским происхождением, выпускник Академии художеств, ученик Репина, однокашник Рериха, Сомова, Малевича, Кустодиева, Петрова-Водкина, до революции успел побывать даже придворным живописцем, а после нее вписался в новую жизнь – это он изобразил Ленина на денежных купюрах образца 1937 года...

Как отмечал Владимир Никитин, для Эберлинга занятия фотографией были не более чем хобби. Он не искал кадры, в несвойственной тогда репортажной манере, а просто фиксировал жизнь вокруг. Результат – удивительные сценки из городской жизни. На его фотографиях – элегантные дамы с зонтиками от солнца прогуливаются по Невскому проспекту, велосипедистка на Дворцовой набережной, романтическое свидание на пристани в Озерках...

Для потомков архив Эберлинга сохранил художник, преподаватель Института им. Репина Владимир Загонек: он получил в наследство от своего отца академика живописи Вячеслава Францевича ту самую мастерскую на улице Чайковского (бывшей Сергиевской), в которой с 1904 года работал Эберлинг. Вячеслав Загонек был его любимым учеником. Почти целый век негативы Эберлинга пролежали в недрах мастерской, пережив революции и блокаду. До середины 1990-х годов они не были известны широкой публике, пока Владимир Загонек не поделился этим сокровищем с Владимиром Никитиным.

– Владимир Анатольевич посмотрел и ахнул от восторга, – вспоминает Загонек. – С тех пор на многие годы наследие Эберлинга стало его творческой темой.

Никитин успел полностью подготовить фотоальбом по началу ХХ века, написал вступительную статью, но случилось так, что его детище увидело свет уже после смерти историка фотографии. Став, по сути, его завещанием.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 021 (5638) от 08.02.2016.


Комментарии