Петербург поэтапно перейдет на новую модель транспортного обслуживания

Петербург поэтапно перейдет на новую модель транспортного обслуживания | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Переводить на новую модель транспортного обслуживания петербуржцев будут не одномоментно, а постепенно, в течение четырех месяцев. При этом реформа будет разбита на три этапа. И сделано это, объясняют в профильном комитете, по просьбам ряда перевозчиков –  прежде всего небольших компаний, которым сложно разом приобрести крупную партию автобусов для работы на нескольких маршрутах. «При этом для перевозчиков установят месячный срок предоставления автобусов до начала выполнения работ по контракту», –  пояснили в пресс-службе комитета.

Очередность проведения конкурсов будет зависеть от готовности дорожной и обслуживающей инфраструктуры –  остановок, площадок для отстоя и разворота автобусов, газозаправочных станций и т. д. Поэтому первыми «на продажу» пойдут действующие маршруты, трассы которых не предполагается менять. На них-то и начнут работать победители тендера уже с апреля следующего года. Предполагается, что для этого они заранее приобретут 800 новых автобусов. Таким образом, первой партией нового комфортного транспорта петербуржцы смогут начать пользоваться до старта основной части реформы –  уже весной 2022-го.

Вторая очередь должна «выстрелить» к июню будущего года. В этом комплекте лотов будут новые маршруты или маршруты с изменением трассы, для ввода которых тем не менее к началу лета полностью подготовят инфраструктуру. На данном этапе должны заработать по новым правилам 700 автобусов.

Но основное их количество –  около 1300 бортов –  стартует, как и планировалось, в середине июля 2022 года. Они поедут по новым или измененным маршрутам, инфраструктуру для которых город успеет подготовить к этому сроку.

К июлю следующего года привычные нам маршрутки исчезнут, а по новым условиям, установленным Петербургом, начнут работать 349 автобусных маршрутов. Сейчас они разделены на 20 закупок, которые были сформированы по территориальному признаку и размерам частных транспортных компаний, желающих участвовать в тендере, –  10 крупных лотов и 10 маленьких. Для участия в самой крупной закупке предприятие должно иметь 358 новых автобусов. А самая маленькая –  это один маршрут с семью автобусами. Таким образом, в аукционах на право возить петербуржцев смогут принять участие не только компании-«мастодонты», но и предприятия малого бизнеса.

Как ранее сообщали в комтрансе, при формировании закупок учитывался опыт других регионов, где уже проводили аналогичные торги и осуществляли транспортную реформу, а потому считают предложенную Петербургу модель достаточно гибкой. «Если в каких-то локациях поменяется транспортное поведение пассажиров (например, изменятся точки притяжения), то будет возможна оперативная корректировка объемов транспортной работы на таких направлениях –  законодательство позволяет это делать в пределах 10% от общего объема транспортной работы в закупке», –  пояснили в пресс-службе комитета по транспорту.

Какие маршруты пойдут «первым эшелоном», а какие вторым и третьим, пока неизвестно. «Вся информация об изменениях маршрутов будет опубликована на сайтах комитета по транспорту и СПб ГКУ «Организатор перевозок» в ближайшие месяцы, после подготовки информационных материалов», –  отвечают в транспортном блоке Смольного.

А в начале июня было подписано постановление правительства города о внесении изменений в «Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». То есть в очередной раз утверждена новая маршрутная сеть, которая должна начать работать с 15 июля 2022 года в рамках новой модели транспортного обслуживания населения.

Напомним, первый вариант этого документа, необходимого для запуска реформы городского транспорта, был подписан губернатором Александром Бегловым еще в феврале 2020 года (в том варианте предполагалось, что число городских маршрутов сократится с имеющихся в настоящее время 648 до 484). 

Но в октябре прошлого года неожиданно для многих Смольный вновь принялся за доработку уже подписанного документа. Для этого по заказу Центра транспортного планирования в городе за 11 млн рублей в течение двух недель велся подсчет пассажиропотоков на ключевых остановках всех видов общественного транспорта, транспортно-пересадочных узлах, а также на остановках на границе Петербурга и Ленинградской области. Выбранные точки охватывали примерно 70% всей сети общественного транспорта. Ранее в таком масштабе обследование пассажиропотоков не проводилось, отмечали специалисты Центра транспортного планирования.

Как поясняли тогда в КРТИ, по итогам этого обследования должны быть построены матрицы корреспонденций по временным интервалам, транспортным районам и иным ключевым показателям, а полученные данные –  стать исходными для обоснования всех решений по развитию общественного транспорта (и, в частности, использоваться для разработки комплексных схем организации транспортного обслуживания).

После этого обследования –  в обновленном варианте –  транспортная схема к середине июля 2022 года будет выглядеть так: петербуржцев станут обслуживать 459 социальных автобусных маршрутов. Из них 110 останутся за «Пассажиравтотрансом», а 349, как мы уже сообщали выше, будут выставлены на конкурс (в том числе 254 ныне действующих и 95 новых).

Подлежат закрытию 238 автобусных маршрутов, из которых абсолютное большинство –  222 –  коммерческие. Как отмечают в профильном комитете, замена маршруток на социальный транспорт будет равнозначной: вместо автобусов с буквой «К» на улицы города выйдут дополнительные автобусы, трамваи и троллейбусы.

Все маршруты электротранспорта (47 троллейбусных и 43 трамвайных) продолжат свою работу после 15 июля 

2022 года. А с 2023-го начнется масштабное обновление и «рогатых». В соответствии с программой развития ГЭТ «Сохраняя традиции, движемся в будущее», будет проведено комплексное обновление инфраструктуры (реконструкция 55 км путевого хозяйства и 302 км кабельно-контактной сети), организована сеть скоростных маршрутов трамваев, расширена сеть троллейбусов с увеличенным автономным ходом. В городе будут созданы условия для приоритетного проезда трамваев и троллейбусов. И главное: к 2024 году парки «Горэлектротранса» пополнят 255 единиц современных низкопольных трамваев и 314 троллейбусов (в том числе 117 –  с увеличенным автономным ходом). К 2028-му подвижной состав ГЭТ должен быть полностью обновлен (629 трамваев и 587 троллейбусов), а также модернизирована и реконструирована инфраструктура.

–  Все популярные у петербуржцев маршруты останутся и будут усилены, –  обещает председатель комитета по транспорту Кирилл Поляков. –  Мы уберем излишнее дублирование, сохраним все транспортные связи и даже добавим новые. Новый низкопольный подвижной состав позволит удобно садиться в транспорт людям с ограниченными возможностями здоровья. На дорогах станет безопаснее. Не будет больше никаких маршрутчиков-лихачей, которые в погоне за рублем нарушают ПДД и рискуют жизнями пассажиров...

Все собранные в качестве оплаты проезда деньги с середины лета-2022 будут поступать в бюджет города и в дальнейшем направляться на развитие транспортного комплекса, отмечают в комтрансе.

Кстати

Не так давно три государственных учреждения –  СПб ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга», СПб ГБУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга» и СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга» –  были переданы в ведение комитета по транспорту. Сообщалось, что это позволит быстрее и эффективнее решать задачи по обеспечению приоритета общественного транспорта на улицах нашего города.

#общественный транспорт #реформа #люди

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (6959) от 06.07.2021 под заголовком «Короткими очередями».


Комментарии