Петербург планирует активнее использовать морские порты для северного завоза
Петербург предложил активнее использовать свои морские порты для северного завоза, то есть сезонной доставки продуктов питания и важнейших непродовольственных товаров, в Саха-Якутию, самый крупный (более 3 млн кв. км) российский регион.
ФОТО pixabay
Северяне сотрудничали с петербуржцами в этом направлении и раньше. Однако пришла пора оптимизировать логистическую инфраструктуру по северному завозу. И сформировать новые экономически выгодные маршруты доставки жизненно важных товаров — прежде всего в отдаленные и труднодоступные районы Якутии.
Такие инициативы обсудили на онлайн-совещании руководители комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики и профильных министерств этой республики.
Свои соображения представили, в частности, сотрудники компании «Якутоптторг», оператора северного завоза в Якутию. Довольно перспективной они считают транспортную линию, которая может связать по Северному морскому пути Петербург и поселок Черский (порт Зеленый Мыс), находящийся в устье реки Колымы, где она впадает в Восточно-Сибирское море, — почти в 2 тыс. км от столицы региона Якутска.
По мнению представителей компании-оператора, менее чем за 20 дней туда можно доставить из города на Неве порядка 1,5 тыс. тонн грузов, в которых северяне остро нуждаются. А всего за сезон по этому морскому арктическому коридору предполагается переправлять жителям региона не менее 9 тыс. тонн продовольствия.
Это подтверждают расчеты, выполненные в рамках ведомственного проекта «Активизация участия Санкт-Петербурга в развитии судоходства по Северному морскому пути», который реализует Смольный. В организации грузоперевозок по этому и другим «якутским» маршрутам должен принять участие Логистический кластер Северо-Запада России, который для сбора информации и консолидации грузов запустил в прошлом году информационную цифровую платформу «Арктика. СМП.РФ».
Петербуржцы заинтересованы в такой совместной работе, хотя осознают, что обеспечение эффективного северного завоза дня них — серьезный вызов, отметил Герман Широков, председатель профильного комитета Смольного.
«Сейчас, на подготовительном этапе, нужно понимать объемы и сроки поставок, виды продукции, которые необходимо перевозить, — сказал чиновник, — разобраться в технических нюансах, а затем подготовить соответствующие предложения. Потенциал Петербурга позволяет выстроить подобную работу».
Конечно, можно доставлять товары в отдаленные арктические регионы по рекам, но с точки зрения экономической целесообразности такие маршруты не столь эффективны, считает Николай Алексеев, генеральный директор «Якутоптторга». Ведь сначала потребуется везти грузы по железной дороге, выполняя лишние погрузо-разгрузочные операции.
К тому же на некоторых участках сибирских рек глубины таковы, что полностью загружать баржи не удастся, и это тоже скажется на снижении рентабельности таких перевозок. Так что Северный морской путь во всех отношениях предпочтительнее, делают вывод специалисты.
В 2021‑м по этой транспортной магистрали петербургские предприятия доставили в арктические регионы России (главным образом, в порты Норильска, Лабытнанги, Хатанги, Магадана, Диксона и Певека) более 311 тысяч тонн продукции.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 29 (7112) от 17.02.2022 под заголовком «Вплавь до Зеленого Мыса».
Комментарии