Пешком к Рождеству
1-я Советская улица, которая стараниями Топонимической комиссии Петербурга вот-вот получит историческое название - 1-я Рождественская, постепенно обретает вид пешеходной зоны. Рабочие ведут установку вокруг только что посаженных деревьев гранитных скамей, составленных квадратом...

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Имя автора проекта превращения обыкновенной улицы в пешеходную зону остается неизвестным для горожан. Во всяком случае «Санкт-Петербургским ведомостям», которые обращались с этим вопросом к городским чиновникам, до момента публикации не удалось это выяснить. На информационном щите здесь указано, что это не реконструкция, а просто «текущий ремонт тротуаров». Ведет его компания «Возрождение», а заказчиком выступает объединение «Дормост». Срок окончания работ - декабрь 2017 года. В администрации Центрального района нам подтвердили, что этот срок реален, хотя ордер ГАТИ истекает 15 мая 2018 года. Так что у подрядчика будет время еще до чемпионата мира по футболу, на который ориентированы все подобные городские работы в Петербурге, устранить недостатки, если те появятся после схода снега и наступления теплой погоды... Но имя автора проекта и в администрации Центрального района не знают.
Поиски в Интернете наведут желающих на несколько безымянных картинок, которые в основном совпадают с реальными событиями. При входе с угла Суворовского и Староневского проспектов на 1-ю пока еще Советскую гранитными плитами выложен каменный круг, в его центре - металлическая «шайба» с датой «2017». Тут же по окружности выбит текст, информирующий о том, какие имена имела эта улица: «С 1766 - 1923 - Новая Каретная, Каретная, Старая Каретная, 1-я Рождественская. С 6 октября 1923 - 1-я Советская»... Первые три названия связаны с торговлей каретами, которая размещалась в сараях на этой улице. 1-й Рождественской улица стала в XIX веке в честь Рождественской церкви на Песках (как тогда называлась эта часть Петербурга).
За кругом находится отлитый из бетона невысокий постамент, на котором будет установлена карета. По одним сведениям, чугунная, по другим - бронзовая. В любом случае это будет долговечное напоминание о «гении места».
Дальше идут небольшие расхождения: на рисунках показаны 15 деревьев, в реальности высажено 12, хотя квадратных скамеек именно 15. Как пояснили в КГА, это связано с тем, что в земле оказалось много инженерных сетей. Там же нам сообщили, что в отличие от пешеходного участка Большой Морской улицы (где работы также идут на спонсорские средства) в случае 1-й Советской конкурс на проект благоустройства не проводился. И успокоили: установка торговых точек посреди пешеходной улицы не предусмотрена.
Надежные источники сообщили нам, что рабочую документацию по созданию пешеходной зоны на 1-й Советской готовил НИИ ПРИИ «Севзапинжтехнология». На сайте этой организации названо множество проектов - Загородный проспект, улицы Марата и Рубинштейна... Но 1-й Советской нет.
Впрочем, сейчас важнее имени автора проекта реконструкции этой улицы в центре исторической части Петербурга другой вопрос: как будет жить эта новая пешеходная зона? В домах по 1-й Советской расположены фастфуды разного ценового уровня, магазины - от еды, косметики и цветов до ювелирки и бутика молодежной моды. Тут же - отделение полиции, архив бюро ритуальных услуг, отели, офисы, в том числе свободные и предлагаемые в аренду. Есть даже фирма по выдаче микрокредитов. Для полной автономии не хватает только родильного дома, впрочем, известная «Снегиревка» находится сравнительно недалеко.
У новой пешеходной зоны существуют возможности для развития. На четной стороне 1-й Советской находятся два больших «двора-кармана», которые могут стать полноценной частью пешеходного пространства. Например, летом там можно открыть кафе и рестораны. Остается общая для всех пешеходных зон проблема загрузки всех магазинов и общепита. Видимо, в первое время она будет происходить на джентльменских началах: машины заезжают только для разгрузки. Если возникнет конфликт интересов пешеходов и автомобилистов, то придется искать другие решения (впрочем, еще ни на одной как бы пешеходной зоне старого Петербурга этот «консенсус» Смольным не найден). В любом случае транспортная связь 1-й Советской улицы с внешним миром возможна только по узкому Орловскому переулку со стороны 2-й Советской. Если там сохранится парковка, то проблем не избежать.
Недавно городские власти одобрили Концепцию пешеходных пространств и непрерывных пешеходных маршрутов, рассчитанную до 2022 года. В ней много интересных идей, например, линейный парк вдоль ЗСД на намывной части Васильевского острова, создание пешеходной зоны на Андреевской улице в Кронштадте.
Из того, что находится в повестке дня на ближайшее время, называется создание общественных пространств на набережных Карповки и Смоленки. Чтобы красивые планы реализовались, понадобятся скоординированные усилия чиновников, которые распределяют бюджеты, меценатов, городских сообществ, определяющих социальный заказ на пешеходные пространства.
Ровно 13 лет назад, в ноябре 2004 года, было издано постановление правительства Петербурга «О концепции развития пешеходных территорий исторического центра», рассчитанное до 2012 года. Увы, по большей части эти планы остались на бумаге.
Материалы рубрики
На тротуар через портал
Нам сделали красиво
Босиком к морю?
Самое читаемое



Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.
Комментарии